Иногда крайне полезно на конференциях послушать экспертов не HR-профиля: понять, чем они живут, как развивают бизнес, на какие тренды обращают внимание. Эта «прогулка в чужих ботинках» наталкивает на разные инсайты, помогает задаться вопросами «для самопроверки»: в том ли направлении мы движемся? Чувствуем ли мы такое же влияние трендов? О чем еще мы не подумали?
На такие мысли меня натолкнуло выступление Евгения Капьева, Генерального директора крупнейшего в России издательства "ЭКСМО", на конференции «Forum One: Цифровая революция», проведенной в октябре в Сколково.
Итак, чем живет книжный бизнес сегодня. Ежегодно на рынок выходит более 30 000 новых книг, то есть фактически более 30 000 новых продуктов. По готовности людей платить или не платить за тот или иной продукт можно очень четко прочувствовать все тренды предпочтений потребителей.
ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ЦИФРОВИЗАЦИИ - ИЗОБИЛИЕ
Главным трендом цифровизации во всем мире считается
изобилие: всего будет гораздо больше, чем сейчас, и стоимость будет меньше. На российском рынке тренд, возможно, еще не так ощутим, но его стоит учитывать, так как поведение людей будет определяться именно этим фактором.
Как мы можем это учитывать?
- Увеличивать разнообразие вариантов, форм и контента в обучении,
- Пересмотреть роль Корпоративных учебных центров и университетов, с уклоном в сторону именно поиска необходимого контента - как это уже делает, например, Университет Сбербанка, мы писали об этом здесь,
- Создавать удобные для сотрудников инструменты по взаимодействию с контентом,
- Вовлекать сотрудников в обмен и создание обучающего контента.
ТРЕНД ВТОРОЙ - УПРОЩЕНИЕ
Второй тренд, о котором мы слышим не первый год, связан с работой нашего мозга, – это лень или упрощение. Нейрофизиологи демонстрируют исследования, которые подтверждают, что наш мозг от природы склонен делать как можно меньше новых выборов, пользуясь привычными шаблонами. В книжном бизнесе он проявляется в росте сегмента продуктов по подписке: человек один раз делает выбор, платит за контент, и ему потом этот контент с учетом его потребностей генерируется кем-то другим. Фактически мозгу не надо в этот момент задумываться о выборе. В подтверждение тому два бестселлера: «Тонкое искусство пофигизма» и «Как стать ленивой мамой».
Еще одно подтверждение склонности к упрощению – потребление аудио-продукции. На ее обработку мозгу нужно меньше действий.
С моей точки зрения, этот тренд - один из самых сложных для работы HRа, так как наталкивает на весьма непростую дилемму. Идти ли на поводу у нашего мозга, делая выбор за сотрудников и предлагая готовые решения, или вовлекать их в процесс? Упрощать по максимуму или оставлять сложность обработки информации? Однозначный ответ здесь вряд ли существует, и этот тренд нужно держать в фокусе работы HR.
ТРЕНД ТРЕТИЙ - ПРОТИВОВЕС РОБОТИЦИИ
В этом году появился спрос на всё то, что машина не сможет сделать. Литература по саморазвитию и психологии – на пике популярности среди жанров. Книги по креативу, леттерингу, эзотерике, медитации, фантастике тоже в растущем сегменте.
Мы же в HR отлично можем использовать страшилку "учись или тебя заменят роботы", создавая сотрудникам дополнительную мотивацию к развитию. Ведь автоматизируя одни процессы, мы должны постараться пересадить сотрудников на другие - более интеллектуальные и/или более творческие.
ТРЕНД ЧЕТВЕРТЫЙ - САМИЗДАТ
Важный тренд, который занимает сейчас 50% издательского рынка в США, - это самиздат: когда любой человек, живущий в любой точке мира, может написать и издать книгу. То есть крупные издательства начинают конкурировать не между собой, а с огромным количеством людей!
В этом тренде можно почерпнуть массу идей для HR PR. Всё, что связано с вовлечением в подготовку ивентов или тематических колонок в корпоративном издании. Или создание учебных курсов - почему бы не привлекать сотрудников, у которых есть такая потребность? В HR-работе масса вариантов для самореализации в творчестве!
Вот, к примеру, мы писали
о портале компании Rambler - он уже, по сути, и есть самиздат.
ТРЕНД ПЯТЫЙ - СОЦИАЛИЗАЦИЯ
И на последок – тренд, который ведет нас в обратную сторону от диджитализации, - это желание людей социализироваться. То есть общаться, так как мы устали от букв и Instagram. Этот тренд меня особенно порадовал: пока мы стремимся общаться, быть друг с другом, мы остаемся людьми! А это значит, что любые мероприятия в области HR, где присутствует общение коллег друг с другом (от стратегических сессий и корпоративных очных тренингов до занятий футболом или танцами) работают на удовлетворенность сотрудников, их лояльность и вовлеченность.
Вот такая история. А какие тренды видите вы сейчас в своих областях? Как вы с ними работаете? Какие идеи черпаете из других отраслей или профессий? Интересно было бы обменяться идеями с большим HR сообществом!
Обзор специально для HR-Академии подготовила Екатерина Гришина