EdmarketConf 2018
Спикер: Дмитрий Волков, Корпоративный университет Сбербанка
ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
2015 год стал началом экспоненциального роста цифровых инноваций. Цифровая эпоха радикально меняет бизнес-модели и подходы к менеджменту. И корпоративное обучение, которое превратилось в бизнес-функцию, такую же, как маркетинг и финансы, должно придерживаться этой модели.
Например, раньше огромная филиальная сеть Сбербанка была конкурентным преимуществом. А сегодня стала скорее ограничением, т.к. не позволяет меняться быстрее, чем конкуренты. И одним из главных вопросов корпоративного университета стал вопрос, как внедрить скорость и гибкость в обучение? В банке сегодня 300 тысяч сотрудников и 36 тысяч руководителей – как их обучать быстро, при этом достигая определенных целей обучения?
ИЗМЕНЕНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ БАНКА
Банк переходит от банковского бизнеса к дирижированию экосистемами. Маржа снижается, банковский бизнес сжимается, на банковском рынке возникают финтеки, напрямую конкурирующие с банками. Банк выходит в строительство экосистем. Вы приходите в банк не для того, чтобы взять ипотечный кредит, вы приходите за ключами от квартиры. Отсюда банк вынужден инвестировать в несвязанные с банковской отраслью сферы: строительство, недвижимость, цифровые услуги.
И в связи с этим нужны люди, которые могут постоянно обучаться, развиваться и работать на любой позиции в любом из бизнесов банка. Сбербанковский служащий – это не банкир, это может быть и строитель, и учитель.
А кто к нам приходит?
По опросам работодателей, с профессиональными компетенциями у сотрудников Сбера вроде все нормально. Хотя специалистов в области digital на рынке крайне мало, поэтому в Сбере создали свою академию технологии данных. А вот недостаток мягких навыков отмечается серьезный. И их развитие – одна из задач корпоративного обучения.
Работодатели отмечают неразвитость мягких, гибких, надпрофессиональных навыков (soft skills) как ключевую проблему выпускников школ и вузов.
Какие компетенции нужны Сбербанку
В прошлом году была внедрена новая модель корпоративных компетенций. Эти надпрофессиональные навыки важнее всего, и им мы должны научить.
Корпоративный университет (КУ) Сбербанка сегодня
ПЕРЕХОД К КУ 2.0
Миссия корп.университета 2.0:
«Мы создаём среду и систему обучения руководителей Сбербанка и организаций его экосистемы для успешной конкуренции в современном мире».
Смещается акцент с управления портфелем программ к управлению образовательным опытом.
МАРКЕТ-ПЛЕЙС
Маркетплейс – это внутренний рынок.
Раньше как было. Пришел заказчик: вот такая у меня есть проблема. Мы ему в зубы программу. Потребность – программа, потребность - программа. Т.е. по сути занимались просто образовательным брокерством. Сейчас мы начали мыслить в парадигме лернинг-солюшенс - образовательных решений.
МАТРИЦА ОБУЧЕНИЯ В СБЕРБАНКЕ
Верхняя строка – что разрабатывает корп.университет, а нижняя – что рекомендует. Слева – формальные инструменты, справа – неформальные.
Ребята, - сказали в Сбербанке, - вы можете выбирать, что хотите. И внутренние рыночные силы сами регулируют то, что есть в системе. Политика такая: пусть растут все цветы - ведь на входе не известно, какие курсы на каких платформах будут лучше. Те программы, на которые на записываются, просто уходят из портфеля.
INSBERRA
В августе 2017г. КУ запустил платформу InSberra – это микс Инстаграма и Курсеры. Это площадка, куда любой сотрудник Сбербанка может выставить свой обучающий продукт: видео, презентацию, лонгрид. Этот контент попадает в песочницу, где эксперты его оценивают и достойный выпускают в пользование. Люди обучаются, лайкают, лайки превращаются в сберкоины, сберкоины превращаются в новые возможности для обучения. Круг замыкается:)
Сейчас на платформе 14 тыс.пользователей, большое количество тематических сообществ. Основная активность происходит в закрытых сообществах, люди побаиваются предлагать что-то на весь банк, им пока комфортнее со "своими". Но КУ над этим работает:)
ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Принятие решения о выборе обучающего решения и формировании образовательного маркетплейса происходит так
Время на реализацию образовательного решения - 3 месяца. Это КПЭ КУ. Так зачем разрабатывать что-то, что можно найти на рынке.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ КУ НА 2018: 126 ПРОГРАММ И КУРСОВ
Преподаватели больше не отвечают за обучение. Мы вовлекаем самих сотрудников и делим с ними ответственность.
ПРИМЕР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Сотруднику предоставляется выбор образовательных решений, нет обязательных программ (кроме двух: охрана труда и пожарно-технический минимум).
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются новые технологии, в т.ч. дополненная реальность.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В оценке эффективности обучения Сбербанк, конечно, проводит некую революцию в сознании. По электронным ресурсам перешли к маркетинговым метрикам оценки эффективности: посещаемость и удовлетворенность по NPS. И банк с этим согласен:)