В МТС есть кого учить: 75 тысяч сотрудников в 6 странах. Всех охватить офлайн нереально, поэтому в компании разработана серьезная программа e-learning. Около 100 видеокурсов, объем онлайн-обучения - 236 тысяч человеко-курсов. Если у вас большой штат и это в основном молодежь, вам будет полезен опыт МТС, о котором на конференции ELForum 2018 рассказала директор департамента Корпоративный университет МТС Оксана Кухарчук.
Обучение надо "продавать"
В компании решили применить к внутреннему обучению не эйчарский, а маркетинговый подход. Т.е. продвигать учебные программы сотрудникам так же, как продавцы продвигают свой продукт. Поэтому начали с анализа целевой аудитории. Взяли данные опросов, что-то провели сами, изучили полученные сведения – и на их основе разрабатываются курсы, мастер-классы и техники продвижения учебных программ.
Выяснилось, что средний возраст сотрудников головного офиса – 30-35 лет, продавцов – 20-25. Стали смотреть, что нужно этим категориям, как они воспринимают информацию? Вот что получилось:
Молодежь не воспринимает долгие занудные курсы, тексту предпочитает картинки и видео, ей нужно, чтобы было быстро и наглядно. Так они получили главные критерии онлайн-обучения: просто, понятно, быстро.
Далее провели сегментирование аудитории – пол, возраст, семейное положение, интересы и т.п. И стали продвигать учебные программы таргетированно, т.е. предложение одного и того же курса будет в рассылке выглядеть по-разному, например, для одиноких мам и для женатых мужчин с высокими амбициями.
Помимо портрета целевой аудитории важно выяснить ее представления об онлайн-обучении. Это делается теми же опросами. Вот такие получились плюсы и минусы:
Контент
Вот так выглядят базовые электронные программы МТС, после срока обучения указано количество людей на потоке:
Но самое интересное - опросы показали, что огромный запрос у аудитории не к чисто профессиональным, а к дополнительным дисциплинам. Больше половины направлений в Виртуальной академии МТС посвящено личностному росту.
Организация онлайн-обучения по таким разным направления может показаться неподъемной задачей и по силам, и по финансам. Но Оксана Кухарчук призывает не бояться: «качество онлайн-обучения не зависит от бюджетов». Со спикерами/ведущими вебинаров в МТС работают в основном по бартеру. Оплаты требуют только серьезные «звезды», которых иногда приглашают. А порядка 70% программ проводят сами руководители. В МТС есть своя студия и свои вебинары, обучающие проводить вебинары.
Что касается формы подачи знаний, тут надо придерживаться общего дизайна всех курсов и делать упор на инфостиль. Это же касается и продвижения учебных программ.
Как вовлечь в учебу
Другая важная тема – как привлечь людей учиться. Здесь они тоже на полную используют маркетинг-подход. Надо знать аудиторию и грамотно составлять мотивирующие рассылки. Скажем, если сотрудник бросил начатый курс, его укоряют надкусанным бубликом. А если долго не заходил в Академию, ему пишет не нудный начальник, а расстроенная сова или единорог. (Кстати, у нас в
курсах HR-Академии эту функцию выполняет Ждун (вы найдете его в конце поста).
Вовлечение людей в диджитализацию МТС считают одним из основных направлений обучения, вот как выглядит эта система:
Помимо этого существует Стартап-школа для поиска свежих бизнес-идей. Кандидаты проходят обучение, набирают команду, работают над проектом, 10 лучших выходят в финал. Все это онлайн.
Система онлайн-обучения МТС выглядит очень круто, но возникает логичный вопрос, как посчитать, что «на выходе». Когда Оксану спросили, как они оценивают эффективность системы обучения, она сказала: «Только своими ощущениями – правильно мы делаем или нет».
РЕЗЮМЕ. Старт и продвижение онлайн-обучения в компании, советы от МТС:
- Изучите свою аудиторию (опросами) – состав, интересы, отношение к обучению.
- Исходите из полученных данных при составлении программ обучения. Курсы должны быть интересны и понятны сотрудникам. Не ограничивайтесь только профессиональной подготовкой.
- Для подготовки курсов максимально используйте ваших руководителей – они могут быть авторами, консультантами и спикерами.
- Для вовлечения сотрудников в учебу используйте маркетинговый подход – таргетирование, копирайтинг и все фишки SMM, которые работают на привлечение “клиента”.
Ну а мы ждем вас на нашем курсе
Менеджер по оценке и обучению!))