Последний интересный доклад с 19-th COMPENSATIONS & BENEFITS 2020 Russia был сделан Оксаной Гамаюновой, Начальником управления вознаграждения и организационного развития Промсвязьбанка. Его тема – «Реализация кафетерия льгот: детальная проработка, как правильно внедрить?»
За предыдущими загляните сюда:
Обзор 19-th COMPENSATIONS & BENEFITS 2020 Russia Forum
Тотальная автоматизация C&B на базе 1С
Долгосрочная система удержания руководителей компании
А на курсе Менеджер по компенсациям и льготам мы со студентами строим кафетерий под стратегию, культуру и возможности их компании.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ
В начале своего выступления Оксана поделилась тем, что в Промсвязьбанке, также как и в Евпроплане, коллеги пришли к мысли о том, что просто повышение оклада сотруднику или большие премии не мотивируют. Рынок – замкнутая система, как только один игрок повышает оклады, все остальные также делают это и в результате рынок перегревается. Премии сотрудниками воспринимаются как данность и как только сотрудник ее не получил за невыполнение KPI – сразу негатив.
В результате Оксана с коллегами сформулировали следующую концепцию «Мотивация должна иметь уникальную добавленную ценность для сотрудников и задача работодателя – осознанно эту ценность формировать». Они поставили себе такую задачу и сразу столкнулись с проблемами. Промсвязьбанк – это, по сути, три банка в одном. Это и коммерческий банк, и банк обслуживающий Министерство обороны и банк для развития отрасли ОПК. Это разные профили, бэкграунд, культура. В банке работает 14 600 сотрудников в 299 офисах во всех федеральных округах РФ.
ПОЧЕМУ КАФЕТЕРИЙ ЛЬГОТ?
Кафетерий льгот можно сделать под любой бюджет. В Промсвязьбанке на него уходит не более 2% от ФОТ.
Если в компании только ДМС, который предоставляется всем сотрудникам, и нужно порезать бюджет на льготы, например, во время кризиса, это очень плохо воспринимается сотрудниками. А в системе кафетерия можно вписаться в любые деньги. Также есть очевидные выгоды и для сотрудников.
Кафетерий льгот наиболее востребован в следующих случаях
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Если кратко пройтись по этапам, то они следующие:
Рассмотрим основные правила на примере банка
Главным фактором по-прежнему является цена на основной продукт - ДМС. Минимальная стоимость выбирается таким образом, чтобы можно было взять хотя бы одну программу ДМС. В лучшие годы это могут быть две программы ДМС - на себя и члена семьи. Остаток лимита идет в экономию банка, деньгами сотрудник его получить не может. На следующий год он также не переносится.
Начиная с 2010 года в банке был набор льгот представленный на следующем слайде.
Сейчас из-за непростой экономической ситуации остался только ДМС и путевки. В 2014 году, во время предыдущего кризиса, был риск совсем свернуть программу, но ДМС удалось отстоять. И все равно это можно было назвать кафетерием льгот, так как сотрудник мог выбрать нужную ему программу (тогда их было 3, сейчас 5). Кому-то нужна была расширенная стоматология, кому-то программа для детей. В прошлом году, например, была добавлена возможность выбрать ДМС для родственника, который находится в регионе. В итоге, так как сотруднику предоставляется возможность выбрать именно то, что нужно ему, льготами пользуются 89% персонала. Самыми востребованными получаются следующие:
ЛАЙФХАКИ
Не рекомендуется говорить страховым компаниям, что у вас кафетерий. В итоге андеррайтеры могут сильно завысить стоимость. На прямой вопрос, конечно, нужно говорить правду, но в этом случае нужно правильно прописывать все условия в договоре.
ДМС – это базовый продукт. Важно правильно выбрать страховую компанию с широким покрытием и хорошими клиниками в регионах. Важно, чтобы можно было включить только стоматологию - возможно, кому-то нужна только она и не будет необходимости платить за весь пакет. Далее к ДМС можно добавлять другие льготы и регулировать расходы их количеством.
Внедрять кафетерий лучше сразу на всех предприятиях холдинга. Лучше будут условия от провайдеров, легче администрировать и автоматизировать.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Почему-то именно у бухгалтерии возникает больше всего вопросов и опасений при внедрении кафетерия льгот. Им нужно проработать очень много вопросов. Но при правильном подходе здесь можно даже сэкономить на налогах.
Также нужно уметь договариваться с ИТ. Проще всего брать их в штат HR и с их помощью допиливать какие-то модули тех систем, что у вас уже установлены. Не важно, что это будет, 1С, БОСС кадровик, SAP или любая другая система. В банке это было реализовано.
В некоторых случаях не стоит заключать договора со всеми провайдерами, особенно в регионах. Эту льготу могут выбрать всего несколько человек в каком-то регионе, а времени на заключение договора уйдет очень много. Нужно искать разные варианты, например, провайдеров предоставления разных услуг. Тогда договор вообще будет только один.
Важно правильно позиционировать кафетерий льгот перед сотрудниками. Даже если у вас супер система, но про нее никто не знает и не пользуется, никакого профита вы не получите. Второй важный момент, продумать заранее все риски и принять решение, что с ними делать. Например, если сотрудник выбрал путевку, съездил в отпуск, а потом уволился, как это урегулировать. Некоторые риски можно просто принять, но это должно быть осознанное решение.
В конце своего доклада, Оксана показала все процессы, которые должны быть внедрены или изменены, чтобы запуск системы прошел быстро и успешно.
Специально для HR-Академии, Оксана Рыбакова, Руководитель направления Отдела мотивации и льгот Московский кредитный банк