08-09 октября в Москве прошел
19-th COMPENSATIONS & BENEFITS 2020 Russia Forum, организованный компанией Quorum. Форум был посвящен изменениям, адаптации и оптимизации. Вначале расскажу про общие сегодняшние тенденции в HR, потом подробно остановлюсь на самых интересных выступлениях.
VUCA-МИР
Этот термин все чаще используется в этом году для характеристики тех глобальных процессов, которые сейчас происходят. Причем употребляют его не только в HR, а в целом специалисты из разных областей.
Из мира, где все устойчиво и предсказуемо, мы стремительно перешли в мир нестабильный и сложный. Из-за коронавируса всем компаниям неожиданно пришлось сдавать экзамен на прочность, перестраивать все процессы, уводя максимум сотрудников на дистанционную работу, менять стратегии вознаграждения. Так или иначе, все докладчики сегодня затрагивали эту тему.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
Более 60% компаний выделяют цифровые таланты и используют для их привлечения и удержания подходы, отличные от применяемых к остальным сотрудникам.
Коллеги рекомендуют уходить от классических моделей разработки структур должностных окладов (таких как грейды, например). Тут есть два варианта. Либо устанавливать надбавки за какие-то узкоспециализированные навыки, так как навыки сейчас - это новая валюта. Либо, выделять ключевые для бизнеса позиции и устанавливать уровень их дохода, ориентируясь на 75 %, а иногда даже на 90 % по рынку.
Иная точка зрения у Анаит Говориной, Директора департамента по работе с персоналом ЛК Европлан. Свой доклад про долгосрочную систему удержания руководящего персонала компании она начала с утверждения, что «гонка вооружений» (в данном случае повышения дохода ключевых сотрудников) не несет в себе никакой практической пользы. Так как, если установить уровни дохода в компании для ключевых сотрудников выше рынка, это повлечет за собой аналогичные действия у основных конкурентов. И единственное, чего получится добиться, это увеличить медиану рынка. Анаит с командой придумали довольно оригинальный способ удержания своих руководителей, но об этом я расскажу отдельно.
В целом же, если вернуться к глобальным трендам, опыт сотрудника и его компетенции на входе в компанию отходят на второй план.
Важен так называемый талант – это в данном случае способность делать то, чему тебя не учили. Например, проще научить продавать конкретный продукт, чем вообще продавать. Такой мыслью поделился Денис Волков, старший преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова на мастер-классе «Опыт разработки системы мотивации сотрудников на основе компетентностного подхода». Талант проявляется на пересечении трех областей:
Так как же обнаружить нужный именно вам талант? Денис с коллегами разработали систему TriMetrix, которая поможет не только подобрать нужных вам сотрудников, но и предложить корректные планы их развития, мотивации, формирования команд.
Также Денис проводил опрос среди спикеров и коллег о трех наиболее важных скиллах успешных сотрудников. Вот результаты:
СИТУАЦИЯ С КОРОНАВИРУСОМ
Достаточно много обсуждали ситуацию с коронавирусом и переводом сотрудников на дистанционную работу, где это было возможно.
Олеся Тушева, Head of C&B Softline, рассказала, что они скупили у вендоров все ноутбуки для того, чтобы в очень короткие сроки в начале пандемии перевести практически всех своих сотрудников на удаленку. На работе оставались только сотрудники логистики, которые должны были отгружать товары поставщикам и клиентам. Дополнительно они включили в свой ДМС диагностику и лечение COVID. При обнаружении симптомов сотрудник может вызвать врача на дом, также дома ему делают анализы. Если заболевание подтверждается, то компания оплачивает госпитализацию в любой ближайший стационар, где оборудована красная зона. Также в каждом городе была организована команда волонтеров, и если сотрудника сажали на карантин и ему (или его пожилым родственникам, о которых он заботился) нужны были продукты и/или лекарства, он мог написать в специальный чат и это все быстро привозили.
Почти все коллеги, и спикеры, и слушатели, подтверждают, что при переходе на дистанционную работу продолжительность рабочего дня увеличилась практически у всех сотрудников. И тут компании стараются придумать что-то, чтобы помочь сотрудникам соблюсти баланс работа–личная жизнь и позаботиться о своем здоровье. Наталья Петрова, Digital-директор, управляющий партнер YOUR FORMULA и модератор конференции, в качестве примера рассказала о запросе во время пандемии одной из крупных горнометаллургических компаний. Они обратились за тем, чтобы им сделали мобильное приложение в поддержку запущенной ими системы мотивации под кодовым названием «Собери миллион». Сотрудники совместно должны сделать миллион небольших активностей (отжимания, приседания и т.д.). Компания идет сейчас, и когда все активности будут собраны, компания должна будет выпустить миллион мальков в море.
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
Что делать в ситуации, когда новая система бенефитов после внедрения работает примерно полгода, а дальше все привыкают? Искать новые возможности и решения.
Одно из таких решений предложил Денис Подзоров, Директор по развитию сервиса «Деньги вперед», в своем докладе «Антикризисные инструменты мотивации сотрудников в помощь HR-у».
Их сервис предлагает получать зарплату сотруднику хоть каждый день, а не два раза в месяц как в большинстве компаний. Это помогает не думать, как дотянуть до зарплаты, а сконцентрироваться на работе. Денис говорит, что при упоминании в тексте вакансии о возможности ежедневной оплаты, отклики на некоторые позиции увеличивались в 9 раз. Для компаний процесс начисления и выплаты заработной платы остается точно такой же, может быть даже в чем-то упрощается. Зарабатывает сервис на комиссиях с сотрудников. Каждая транзакция получения денег стоит какую-то определенную небольшую сумму.
Своим опытом - где брать идеи для бенефитов, по каким принципам оценивать и отбирать самые эффективные, как автоматизировать и администрировать - поделилась Оксана Гамаюнова, Начальник управления вознаграждения и организационного развития Промсвязьбанка, в докладе «Реализация кафетерия льгот: детальная проработка, как правильно внедрить?». Про этот полезный кейс также будет отдельный обзор.
АВТОМАТИЗАЦИЯ
Последним трендом, который обсуждался на конференции, была автоматизация всего и вся. Коллеги из Willis Towers Watson представили интересную аналитику о 38 профессиях, которые полностью будут автоматизированы в ближайшие 10-15 лет:
Опытом тотальной автоматизации C&B также поделилась Олеся Тушева, Softline. Об этом я расскажу уже в следующий раз.
Специально для HR-Академии, Оксана Рыбакова, Руководитель направления Отдела мотивации и льгот Московский кредитный банк