Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Хотите быть тренером - купите свисток

Хотите быть тренером - купите свисток


Фрагмент из новой книги «От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений». Она может пригодиться всем, кто постоянно совершенствуется сам и обучает других: менеджерам по обучению, тренерам, коучам, руководителям. Авторы дают 42 правила, которые сделают любые ваши занятия максимально эффективными, помогут развить собственные способности и одновременно научат искусству обучаться.
 

Правило 14: Важна каждая минута 

свисток Если хотите быть тренером, купите свисток. Конечно, мы несколько утрируем, хотя иногда стоит прислушаться к нашему совету и действительно пойти и купить свисток. Правда, придется потратить время на его поиски. Свистки теперь не в моде. Тренеры уже давно не свистят. Чаще всего свист заменяется вот этим: «Ну ладно, ребята, а теперь послушайте. Прервитесь-ка на секунду. Пожалуйста, подойдите ко мне. Я объясню, что только что произошло». Откровенно говоря, это настоящая катастрофа. Предположим, вы проводите большой семинар с сотней менеджеров, собираете группу управляющих, чтобы научить их правильно составлять отчеты, или руководите хором, — все это пустословие снижает эффективность практической подготовки. На болтовню уходит от десяти до пятнадцати секунд при условии, что все услышали с первого раза и сразу послушно подошли (на самом деле никто не зашевелится, пока не подойдет самый смелый). Хорошо, если ваша поучительная речь займет не более тридцати секунд. Но к этому времени момент все равно будет упущен. Временной разрыв между действием игрока и обратной связью увеличивается, следовательно, ее эффект ослабевает. И самое главное, вы теряете драгоценные минуты.


К сожалению, привлечь внимание полного зала профессионалов тоже непросто. Все они наши коллеги, взрослые люди, а не нерадивые школьники. Согласитесь, доставать свисток и свистеть — не очень удобно.  Мы постоянно обсуждали эту проблему, и наконец нас посетила спасительная мысль — хлопать в ладоши. Все прошло довольно хорошо. Мы действительно сэкономили много времени. Но хлопок в ладоши не стал идеальным решением. Участники не всегда его слышали и не всегда понимали, случайный он или намеренный. Со временем мы изменили сигнал на три хлопка подряд. Разница оказалась существенной: три хлопка лучше слышно, поэтому присутствующие реагировали немедленно.


Чем отличается успешная компания от просто хорошей? В чем разница между эффективной и просто полезной практической подготовкой? Все сильные организации опираются на системы, которые позволяют продуктивно работать с максимальной концентрацией и отдачей. Без системы единственной отличительной чертой практических занятий будет потерянное время.


Лучшие компании для наведения порядка используют «свисток» — понятные и четкие сигналы, способствующие эффективному обучению даже в профессиональной сре- де взрослых людей. Подобные сигналы можно применять не только для начала или завершения работы в небольших группах, но, например, и для окончания перерыва. (Чтобы все знали, сколько времени осталось до конца перерыва, мы поставили на большом экране специальный таймер, и после этого десятиминутный перерыв перестал превращаться в двадцатиминутный.) Вы даете людям понять, сколько минут отводится на упражнение, чтобы они успели завершить его вовремя. Вы устанавливаете, когда и как слушатели могут и должны задавать вопросы, следует ли им ждать завершения занятия или можно спокойно прервать вас — правда, при последнем варианте, скорее всего, вы не успеете пройти весь материал.


времяНа что уходит ваше время? Что можно изменить? Ниже мы приводим типичные ситуации, в которых минуты и часы расходуются впустую, и предлагаем готовые решения для более эффективного их использования.


Время ожидания — время простоя


Пустая трата времени. Участники больше времени проводят в ожидании своей очереди, чем собственно практикуются.

Решение. Поделите аудиторию на маленькие группы или организуйте предварительную тренировку в мини-группах. Лучше всего на время ожидания предложить участникам некую активную роль.

Пример. Управляющие учатся реагировать на защитную реакцию подчиненных. В группах по шесть человек один менеджер ведет тяжелый разговор с «подчиненным» и высказывает ему свои претензии. Но бóльшую часть упражнения участники остаются наблюдателями. Предложите предварительную тренировку в группах по двое, где обучающиеся по две минуты разыгрывают более простую ситуацию для «разогрева».


Длинные инструкции


Пустая трата времени. Тренеры или руководители тратят слишком много времени на объяснение условий одного и того же упражнения.

Решение. Дайте как можно большему числу заданий названия — это позволит не объяснять их каждый раз заново и сэкономит время. По мере возможности повторяйте базовое упражнение с различными вариациями, таким образом количество практических занятий возобладает над количеством объяснений.

Пример. Для адвокатов-новичков мы разработали упражнение для тренировки вступительной речи на суде. Упражнению дали название «Боевое крещение», потому что речь надо составить быстро и в условиях давления (но, безусловно, с удовольствием), комбинируя навыки планирования и мгновенной реакции. При этом, отрабатывая вступительную речь, можно многократно менять суть судебного процесса. Упражнение адаптируется и для последнего слова в суде, и для вопросов во время судебного разбирательства. Когда адвокаты осваивают упражнение, то, услышав фразу «боевое крещение», немедленно приступают к работе.


Бесцельное блуждание


Пустая трата времени. Чтобы перейти к следующему упражнению, требуются дополнительные приготовления или ведущим приходится что-то быстро предпринимать. В этот момент участники слоняются по аудитории без дела.

Решение. В идеале бóльшая часть проблемы решается за счет лучшей подготовки, но иногда подобные ситуации неизбежны. Предложите запасной вариант — какое-нибудь упражнение, знакомое участникам и имеющее свое название. Оно займет аудиторию, пока вы делаете последние приготовления.

Пример. Вы научили детскую футбольную команду упражнению, в котором игроки делятся на группы по четыре и поочередно перебрасывают мяч друг другу. Упражнение получило название «Барселона» в честь славного испанского клуба. Если вы не успели установить конусы для следующего упражнения, просто скажите: «Три минуты “Барселоны” в каждой группе. Начали!»


Отсутствие сосредоточенности


Пустая трата времени. Бесценное время тренировки уходит зря, потому что участники болтают на посторонние темы или игроки увлеклись погоней за мячом.

Решение. С самого начала познакомьте присутствующих с планом занятия. Объясните, при каких их действиях вы будете использовать «свисток», и постоянно напоминайте об этом.

Пример. В самом начале семинара предупредите, какими сигналами вы намереваетесь пользоваться. Объясните, что, хотя вы и понимаете, насколько приятно беседовать с коллегами, вам нужно экономить драгоценное время. Если в процессе объяснений начинаются посторонние разговоры, прервите себя на полуслове, чтобы слушатели поняли: в таких условиях занятие продолжаться не будет.


Слишком много времени тратится на обсуждения


Пустая трата времени. Участники больше времени тратят на споры и обсуждения, чем собственно на упражнения.

Решение. Прекращайте долгие дискуссии. Заранее предусмотрите, чтобы на разбор полетов уходило меньше, а не больше запланированного времени. Двигайтесь по комнате: так легче обнаружить, что участники увязли в бесконечных спорах.

Пример. После знакомства с азами презентации участники получили ровно две минуты на обсуждение с партнером основных выводов. Ведущий дает не больше двух комментариев для всей группы и переходит к следующему упражнению.

 

Книга предоставлена HR-Академии издательством «Манн, Иванов и Фербер». 

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей