Всемирно известный эксперт, гуру менеджмента Ицхак Адизес выступил в Москве с долгожданной лекцией «Управление жизненным циклом компании», организованной компанией
BBI. Мы побывали на этом мероприятии, все внимательно послушали, но решили в тему глубоко не вдаваться - по ней написано немало книг, захотите - почитаете. А мы лучше поделимся с вами главными мыслями Адизеса о команде, изменениях, развитии, которые прозвучали в его выступлении и ответах на вопросы.
УСПЕШНАЯ КОМПАНИЯ СТРОИТСЯ НА ЛЮДЯХ И ДОВЕРИИ
Компания успешна, если внутри есть взаимное доверие и уважение, то есть интеграция. Все работают сообща и вместе. Максимальная сила интеграции — любовь: нет ни времени, ни расстояния, полная и мощнейшая связь. Любовь лечит и дает энергию. Любите свое дело!
Доверие — это когда сначала отдаешь, а потом берешь. Сотрудничество, уважение и доверие сокращают риски и неопределенность, повышают качество принимаемых решений, делают конфликт конструктивным.
Инструменты развития доверия:
- общие ценности и видение;
- диверсифицированная организационная структура;
- коллаборативное, распределенное лидерство;
- правильные люди (подбор по личностным качествам) и кадровая политика, опирающаяся на отношения (уважение и доверие).
В первую очередь энергия человека уходит на преодоление внутренней дезинтеграции. Только следом идет развитие внешней интеграции. Когда происходит ссора с супругой, конфликт с партнером и т.п. – сил на работу уже не остается.
Не нужно мотивировать сотрудников. Нанимайте мотивированных людей и исключайте демотивацию. Задавайте себе вопрос: когда сотрудники утром приходят на работу, им интересно? Если нет — у вас проблемы.Рецепт “вечной молодости” — непрерывное обучение и изменение.
Мне 81, но я на них не выгляжу. Секрет прост: изучение нового и углубление в знакомое продлевают молодость.Образование деградирует. Нас учат знать, а не быть. И знания устаревают очень быстро.
По максимуму отдавайтесь в жизни тому, что вы делали бы бесплатно, и только потом - делайте то, за что вам заплатят.
ЛИДЕР, УПРАВЛЯЙ ИЗМЕНЕНИЯМИ!
Изменения происходят всегда, хотите вы или нет. Вы не имеете права их игнорировать. Ведь изменение – это развилка, точка выбора, где надо принимать решение. Вы можете ничего не делать, и это тоже ваше решение, хотя как правило не самое лучшее.
Важно следить за изменениями. Посмотрите вокруг: у кого есть технология, продукт, который может негативно повлиять на вашу компанию? Управление изменениями – важнейший элемент управления. Если вы не управляете изменениями, тогда за что вам платят?
Если вы (компания) не развиваетесь, вы бесполезны. Задайтесь вопросом: какой процент вашей выручки приносят новые продукты и сервисы, запущенные в последние 3 года? Если процент маленький – берегитесь: где-то в гараже уже подрастает «убийца» вашей компании. В гараже зародились революционные продукты Apple. Многие успешные компании развивались «на пустом месте»: Uber, у которой нет ни одного своего такси; Airbnb, у которой нет ни одного своего гостиничного номера.
Принять решение – только полдела, его надо ВНЕДРИТЬ, это гораздо важнее. Здесь демократия не работает. Принимать и внедрять решения надо быстро. Изменения ускоряются - ускоряются и проблемы.
ПРОБЛЕМА = ВОЗМОЖНОСТЬ
Изменения порождают проблемы. Но хорошая новость в том, что проблема – это возможность. В китайском языке проблема и возможность - это один иероглиф. Не думайте о проблемах, думайте о возможностях!
Я писал на рождественских открытках: «Желаю вам больше проблем»! Имея в виду – больше новых возможностей.Проблема, которую вы решите лучше конкурента, это ваша возможность. Возможность, которой вы не воспользовались, станет вашей проблемой.
Ваши проблемы говорят о вас. Размер проблем, с которыми вы сталкиваетесь, — критерий вашей зрелости как личности и лидера.
Проблемы сердца должны решаться умом. Проблемы ума — сердцем.С проблемами легче справляться, если их прогнозировать. Планирование – не то, что вы будете делать завтра. Когда мексиканцы говорят «маньяна» (завтра) - это значит никогда. Планирование - это то, что вы будете делать сегодня в отношении проблем.
В Амстердаме есть бар, где на входе висит табличка: "завтра выпивка для всех бесплатно ". Они ни разу не налили ни одной бесплатной кружки. Потому что завтра не наступает никогда. Действовать сейчас - это и есть лидерство.
Можно ли предсказывать будущее? Да, изменения можно прогнозировать, т.к. у всего есть жизненный цикл. У бабочки, человека, звезд и вселенной. Для каждой стадии цикла характерны свои проблемы. Поэтому зная цикл, вы можете и должны их прогнозировать.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПАНИИ
На стадии ухаживания важны верность идее и расчет. Я влюблен в свой стартап, это круто, но надо продумать всё, чтобы он выжил.
На стадии младенчества питайте компанию предпринимательским духом. Это гарантия изменений и сохранения энергии.
На стадии «давай-давай» - не распыляться! Только реально важные приоритеты. Напишите список - чего вы хотите, потом вычеркните то, чего вы не хотите, останутся ваши приоритеты.
Стадия юности: от предпринимательства к профессиональному менеджменту; смена целей, делегирование полномочий. Если нет изменений – вас ждет преждевременное старение. Но важно не терять предпринимательский дух: Apple после увольнения Стива Джобса чуть не стала банкротом.
Стабильность — прекращение движения, а значит – смерть.
Умирание компании начинается, как только останавливаются изменения.
Как вывести компанию на уровень расцвет-стабильность и удержать ее там? - прогнозировать проблемы. Причем отслеживать ситуацию постоянно. Чтобы не было как в той шутке, где врач говорит скелету: «Что-то вы поздновато ко мне пришли».
В ходе цикла контроль растет, гибкость падает. Расцвет - пересечение контроля и гибкости. Задача лидера – постоянно подстраивать эти два компонента друг под друга.
Подробно о цикле – в книге
Управление жизненным циклом корпорацииЦель любой компании - здоровье. Это когда система дает желаемый результат в кратко- и долгосрочной перспективе. Результативность плюс эффективность.
PAEI
PAEI - это 4 «витамина» для сохранения здоровья компании:
Для достижения эффективности руководителю нужны четыре качества:
P − производителя результатов (producer),
A − администратора (administrator),
Е − предпринимателя (entrepreneur),
I − интегратора (integrator).
Поскольку выполнять эти роли одновременно одному человеку просто нереально, в топ-менеджменте компании должны быть руководители с преобладанием одного из четырех стилей и чётким представлением об остальных.
Как система PAEI помогает преодолеть кризисы менеджмента, мы писали
здесь.Другие наши статьи по И.Адизесу: