В первой части мы рассказали о разных подходах к использованию социальных медиа в современном подборе. Одни говорят: сети - наше все! Другие - еще учиться и учиться. Но никто не отрицал, что интернет-сообщества - это сегодняшний и завтрашний день и бизнеса в целом, и эффективного рекрутинга. Вопрос в том, как ими пользоваться с максимальной выгодой. Именно для этого создаются новые продукты, облегчающие работодателям и кандидатам поиск друг друга в бескрайнем сетевом море.
Главные сети
Море действительно стремится к бесконечности. На форуме не раз было сказано о том, что профессиональные сообщества уверенно идут по пути глобализации. Они расширяются, захватывают новые страны и рынки. Яркий пример - крупнейшая деловая сеть LinkedIn. Стартовала она в 2003 году на американском рынке, а сейчас около четверти зарегестрированных пользователей - европейцы. Активно наступает Азия, скажем, в Индии живут порядка 9 млн пользователей LinkedIn.
Другой пример - "младший брат" LinkedIn, сеть XING. Тут похожая ситуация: создавалась XING (в том же 2003 г.) как немецкое бизнес-сообщество, а сегодня вышло далеко за рамки Европы. Интерфейс XING имеет 15 языков, включая китайский и корейский, и русский, кстати, тоже.
Обе платформы предлагают и личные, и деловые инструменты: организация контактов, размещение и поиск вакансий, проведение мероприятий, группы, форумы и многое другое. В этих сетях ищут кандидатов hr`ы всего мира.
Надо сказать, что подобным российским проектам конкурировать с западными "монстрами" весьма сложно. Они и появились позже, упустили рынок, и не имеют, безусловно, таких инвестиций на продвижение. Для сравнения число пользователей: LinkedIn - 120 млн, XING - 10 млн, Профессионалы.ру - 2 млн, e-xecutive.ru - около 250 тысяч.
Новый рекрутинг
Социальные сети - по сути огромная база талантов, но она стала слишком громоздка, чтобы с ней можно было работать старыми методами. На форуме были представлены многочисленные новые программные продукты. Вот некоторые из них, показавшиеся нам интересными, инновационными в сфере подбора и поддержания связи с талантами. Они не сложны и дают оригинальные решения для типичных HR-проблемных мест, применительно к социальным медиа.
Например, авторитетное международное рекрутинговое агентство Avature разработало собственную CRM[1] для поиска и отбора кандидатов.
Программа, разработанная Avature, это поисковый робот, который сканирует социальные сети и выискивает резюме по заданным параметрам. Это позволяет рекрутерам сэкономить массу времени, ведь такой предварительный отбор в сети избавляет от множества "холостых" телефонных звонков и писем. Робот отслеживает сотни источников, он работает подобно краулерам поисковиков, только не индексирует данные сайтов, а "отлавливает" нужных кандидатов. Вы покупаете программу, устанавливаете ее на своем компьютере, вводите желаемые параметры и запускаете поиск.
Допустим, поиск дал вам набор резюме, а вам нужен всего один кандидат. Тут на помощь придет другой интересный инструмент - Interview Suite. Это находка компании Viasto. Просто, как все гениальное. Она предлагает провести видеоинтервью без всякого участия работодателя. Вам нужно только зарегистрироваться на сайте и составить список вопросов к вашим кандидатам. Дальше сетевой посредник берет все на себя: приглашает кандидатов на интервью, записывает их ответы и сообщает рекрутеру, когда все это можно посмотреть. Причем респондентам не надо никуда ходить, они заходят на сайт, вводят личный код и отвечают на веб-камеру. И все. Сервис экономит рекрутеру кучу времени, ему нужно просмотреть записанные интервью и выбрать того (или тех), с кем уже стоит встречаться.
Вообще посредничество между работодателем и кандидатом в соцсетях становится весьма востребованным сервисом.
Другой пример - посредничество между нанимателем и посредниками. Да, есть и такое! Мы были бы рады скорейшему проникновению этого полезного продукта на российский рынок, т.к. пока кроме freelance.ru (и аналогичных ему) возможностей поиска и отбора партнеров в области работы с персоналом не существует. Тем более, что касается компаний-провайдеров услуг по подбору, оценке, обучению и так далее.
Persofaktum - немецкая посредническая платформа, помогающая работодателю найти нужных партнеров для решения HR-задач. Сервис предлагает некий предварительный тендер провайдеров и фрилансеров, работающих в HR сфере. Это дает заказчику возможность оценить качество услуг потенциальных партнеров до заключения с ними каких-либо соглашений. Кроме того, вы уже не "зашиваетесь" в огромных базах данных, подыскивая исполнителя вашей задачи. Вы просто размещаете на сайте свой запрос.
А провайдеры и фрилансеры уже не рассылают спам, а просто находят запрос, соответствующий их профилю, и в течение 7 дней отсылают свои предложения непосредственно ответственному лицу. По истечению недели вы просто выбираете тех, кто вам подходит. Таким образом, вам нужен только один сайт вместо множества объявлений и постов.
Это лишь некоторые примеры инноваций в решении HR-задач, актуальных сегодня в европейском бизнесе. Но с учетом бурного развития жизни в Интернете, надо полагать, новых помощников для рекрутинга в социальных медиа будет все больше.
Обобщая разговор о рекрутинге 21 века хочется сказать следующее. Если кадры решают все, то успех компании сильно зависит от человека, занимающегося подбором этих кадров. От того, насколько он видит новые тенденции и готов к ним приспосабливаться. И на первое место выходит как раз творческий, нетрадиционный взгляд на поиск, особенно на поиск с помощью социальных медиа. И очень важна компетентность рекрутера в этой области.
В следующей части обзора мы поделимся с вами советами наших европейских коллег о том, как выиграть (или хотя бы устоять) в ужесточающемся соревновании за таланты. 5 пунктов, которые, на наш взгляд, вы непременно должны включить в план HR-работы на 2012 год, если хотите помочь своей компании оставаться успешной.
[1] CRM - Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами. Обычно это специальное программное обеспечение, которое автоматизирует стратегии взаимодействия с заказчиками компании с помощью сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними