26 октября в Технопарке Сколково состоялась конференция EdmarketLab. Организаторы конференции выбрали удачный формат, разделив все доклады на 4 потока: EdPro – для тех, кто профессионально занимается образованием, EdCorp – представители корпоративных университетов, EdAcadem – представители вузов и школ, EdStart – для тех, кто задумывается о запуске собственных образовательных проектов. Если убрать регуляторную и организационную специфику каждого потока, говорили об одном и том же. Коротко - вот о чем.
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Первый тезис конференции: только online-обучение не работает и надо увеличивать количество форматов коммуникации (blended learning). Смешанное обучение еще себя не проявило, но будет трендом на ближайшие 5 лет. Чистый онлайн – слишком радикален и не дает такого эффекта, как blended.
Некоторые из выступающих давали категорические цифры: 100% людей не способны учиться только онлайн, другие возражали: часть аудитории способна учиться онлайн… Но все же, общий хайп про всеобщее онлайн обучение явно идет на убыль. Количество онлайн-курсов от мировых лидеров образования растет, а количество обучающихся падает. Вопрос, над которым точно будут думать ближайшие несколько лет: найти идеальные пропорции он-лайн и офф-лайн и подходы разработки blended программ.
Все чаще в образовательных программах появляются «кураторы» - аналоги трекеров в проектном подходе – т.е. сотрудники (пока еще не чат-боты), которые регулярно отслеживают прогресс человека в образовательном курсе, и при необходимости помогают двигаться вперед, решая проблемы с техническими трудностями работы с информацией и помогая с мотивацией.
ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Вторая ключевая тема почти всех выступлений: лавиноподобный объем информации затрудняет скорость усвоения материала, поэтому обучение должно быть ситуационным и быстрым. Таким образом, меняются форматы как образовательных программ, так и сами T&D подразделения в компаниях. Границы T&D стираются, фокус с "обученности" меняется на "эффективность". Актуальна задача управления знаниями, а также определения носителей компетенций.
Например, компания 2ГИС поставила себе одним из ключевых показателей эффективности образовательных программ скорость получения релевантной информации сотрудником при столкновении с проблемой. Компания создала корпоративную базу знаний, в которой описаны все типовые проблемы, и каждый может найти ответ в кратчайшее время. При этом, одной из особенностей описаний проблем является их длина. Запрос на решение проблемы, как показали эксперименты внутри компании, должен по объему информации совпадать с выданным контентом, что в разы повышает требования к подаче материала.
Из-за установки на скорость и краткость, в корпоративном обучении меняются требования к наличию фундаментальных знаний, сертификатов и дипломов. Оборотной стороной такого подхода становится тот факт, что в T&D организаций остается только обучение, но не развитие. А также выпадают из фокуса программы, призванные развивать корпоративную культуру, формировать командное видение и весь тот блок программ, который сотрудники обычно берут, чтобы вырасти карьерно.
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Третья важная тема, обсуждаемая на конференции: считать эффективность обучения надо, но как? Термин
Unit-экономика звучал в докладах достаточно часто, чтобы стать практически мемом конференции. При этом, мало кто раскрывал тонкости внутренних систем оценки экономической эффективности.
Упоминались несколько стандартных моделей оценки эффективности образования (Кирк-Патрика, ROI, прочие), но у каждой есть множество нюансов, которые затрудняют с ней работу. С точки зрения HR-специалиста, посчитать влияние обучения на какую-то группу людей практически невозможно. Тяжело сказать, что повлияло на эффективность работы команды: проведенный тренинг или смена мотивации руководителя.
Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в волшебном термине «цифровизация», но т.к. специалистов по работе с большими данными среди выступающих на конференции не было, то и интересных решений не предложили. Однако, проблематика, судя по развернувшимся обсуждениям, актуальна и интересна многим.
С конференции EdmarketLab специально для HR-Академии Наталья Полковникова