HR-Академики подготовили для вас максимально сжатый материал с международной конференции по обучению и развитию ATD, ежегодно проходящей в США. Далее, коротко про каждый тренд не по значимости, а по мере убывания количества упоминаний на конференции.
1. Микрообучение
(этой теме было посвящено 11 мастер-классов и выступлений)
Microlearning – лидер по количеству упоминаний на конференции, это набирающий силу тренд последних лет, суть его в том, что в условиях информационного изобилия, растет потребность людей в том, чтобы получать знания маленькими порциями, на «один укус», такой формат позволяет обучаемому осваивать знания в сжатом виде, без воды. Видео-уроки длятся по 2-3 минуты, в конце каждого урока повторяется ключевая мысль, которую участник должен извлечь, дается небольшой на 3-5 вопросов тест на закрепление материала.
2. Геймификация
(10 выступлений)
Тренд не нов и крепнет с каждым годом. Облечь серьезный контент в увлекательную форму, ввести героев игры, придумать правила и испытания для перехода на следующий уровень обучения, начислять призовые баллы – помогает усвоению материала и способствует вовлеченности участника. Множатся и развиваются симуляции, настольные бизнес-игры, бизнес-квесты.
3. E-learning
(10 выступлений)
Переход обучения в форму электронных курсов, позволяет доставлять учебный материал большему количеству участников, обеспечивать большую вовлеченность обучающихся за счет возможности учиться в удобное время в удобном месте, возможность отслеживать прогресс и формировать статистику обучения парой кликов, снижает затраты на развитие персонала.
4. HR-аналитика и измерение эффективности обучения и т.д.
(10 выступлений)
Классическими моделями оценки эффективности и отдачи от обучения являются модель Киркпатрика и модель Филипса (отличается от Киркпатрика наличием в модели возврата на инвестиции от обучения (ROI). Сейчас гуру темы озабочены снижением трудоемкости и повышением точности оценки эффективности, как изолировать эффект обучения от других факторов (сезонность рынка, спада-роста конкретных продуктов, выхода на рынок новых конкурентов, организационных условий и барьеров и др.)
5. Мобильное обучение
(8 выступлений)
С развитием мобильных устройств и повышением доступности интернета, растет количество приложений для смартфонов и планшетов, которые позволяют учиться везде, использовать для развития те небольшие отрезки времени, которые есть у каждого – в очереди, в дороге, в ожидании встречи. В РФ есть отличные примеры мобильного обучения – я использую приложения для тренировки внимательности/скорочтения, приложение для изучения английских слов, TED app.
6. Машинное обучение и искусственный интеллект в T&D
(8 мастер-классов и дискуссий)
Благодаря ИИ появилась возможность подстраивать контент под уровень и скорость обучения конкретного человека, вследствие чего повышается процент усвоения материала, снижаются издержки на обучение.
7. Виртуальная реальность и дополненная реальность в T&D
(4 выступления, 8 спикеров со стендов)
Используя шлемы виртуальной реальности, учащийся помещается в виртуальную среду, очень похожую на реальность, где он может получить навыки и знания. Актуально для профессий с высоким уровнем риска или тех областей, где сложно сконструировать классический тренинг – врачей, пилотов, высотников и т.д. В нашем Сбербанке уже есть курс в виртуальной реальности для развития эмпатии у работников отделений банка. С развитием графики и ростом вычислительных мощностей это направление может получить взрывной рост.
8. Экосистема обучения и эффективности
(8 выступлений)
Это про то, что нам, как специалистам в области обучения и развития, важно уходить от дискретных функций – здесь про обучения, тут про оценку эффективности, там про назначение на должности, – к интегрированной саморегулирующейся системе, которая позволяет выполнять все функции HR, без потери информации на стыках. Экосистемы могут выходить за пределы одной организации, на конференции были примеры про экосистему врачей, которые работают в нескольких независимых структурах и др.
9. Платформы для коллаборации
(8 выступлений)
Соцсети, корпоративные решения – позволяют пользователям общаться, задавать вопросы, делиться контентом, совместно работать над задачами, обучаться, получать консультации экспертов в теме.
10. Новая для российского рынка роль в T&D – куратор
(4 выступления)
Тренд, который получает распространение, благодаря росту информационного шума. Куратор контента – собирает, обобщает, отсеивает лишнее и выстраивает разнородный контент (видео, экспертные статьи, теория, практические кейсы) под задачу, выступая, как куратор музейной экспозиции – проводником в мире избытка информации. Думаю за этой ролью будущее в обучении и развитии, учитывая что на каждый вопрос сейчас есть добрый десяток мнений и взглядов, по каждой теме имеются диаметрально противоположные концепции.