"Самое сложное в вашей работе - это выбор проекта,
к которому вы бы хотели присоединиться"
Valve Corporation - один из авторитетнейших в мире разработчиков компьютерных игр и развлекательного контента. Именно они создали игры, которые много лет не теряют популярности по всей планете, - Halflife, Portal, Counter Strike.
Американская компания, в которой работает порядка 400 человек, открывает филиалы в Европе, и на их сайте в разделе Работа висит заголовок «Мы все время ищем». Для тех, кому повезло стать новым членом команды Valve, создан вот такой handbook, из которого новичок узнает, как можно работать без босса и для чего у рабочих столов колесики.
В книжке изложены весьма незаурядные принципы работы в компании и необходимые справочные сведения. Но это не просто информационный буклет, который выдают новичкам многие компании, а своего рода пособие по внутрикорпоративной культуре, которое, на наш вгляд, будет интересно эйчарам и руководителям. Публикуем фрагменты справочника, оригинал можно изучить на английском.
СПРАВОЧНИК НОВИЧКА
Посвящается семьям всех сотрудников Valve. Спасибо, что помогаете нам создавать такое удивительное место.
Введение
В 1996 мы образовались для того, чтобы делать замечательные игры, но мы знали еще тогда, что сначала необходимо создать место, которое бы подходило для создания этих «замечательностей». Место, где невероятно талантливые личности имели бы возможность делиться своей работой с миллионам людей.
Если вы новичок в Valve, добро пожаловать. Спасибо за то, что вы здесь. Давайте делать отличные вещи.
Ваш первый день
Итак вы прошли через процедуру собеседования, подписали контракты, и наконец вы здесь, в Valve. Поздравляем и добро пожаловать.
У Valve уникальный способ делать дела, что сделает работу здесь величайшим профессиональным опытом вашей жизни, однако это может потребовать некоторой привычки. Эта книга написана людьми, которые были на вашем месте и хотят сделать ваши первые несколько месяцев легкими насколько это возможно.
Факты о Valve, которые имеют значение
Valve финансируется самостоятельно. Мы никогда не прибегали к финансированию со стороны. С самых первых наших дней это было невероятно важным для обеспечения свободы в формирования компании и ее бизнес-практик.
Valve принадлежит ее интеллектуальная собственность. Это далеко от нормы в нашей индустрии или в большинстве компаний, выпускающих развлекательный контент. Нам не всегда принадлежала вся интеллектуальная собственность. Но благодаря определенным юридическим прениям с нашим первым издателем после выхода Half-Life теперь она принадлежит нам. Это дало нам свободу принимать собственные решения относительно своих продуктов.
Valve – больше, чем игровая компания. Мы начинали как традиционная игровая компания. И до сих пор являемся ею, но со значительно расширенным спектром. Это замечательно, так как нам удается улучшать игры и сохранять разнообразие. Мы развлекательная компания. Но по большому счету - компания, полная искренних людей, которым нравятся те продукты, что они создают.
Добро пожаловать на равнину
Строгая иерархия замечательна для обеспечения предсказуемости и воспроизводства. Она упрощает планирование и вертикальный контроль над большой группой людей, вот почему военные так сильно полагаются на такую иерархию.
Но когда речь идет о развлекательной компании, которая потратила последнее десятилетие на привлечение самых интеллектуальных новаторов, самых талантливых людей на Земле, - приказать им сидеть за столом и делать что сказано было бы уничтожением 99-ти процентов их ценности. Нам нужны инноваторы, и это означает создание среды, в которой они будут процветать.
Вот почему Valve плоская. У нас нет никакого управления, и никто не «докладывает» никому еще. У нас есть основатель/президент, но даже он не ваш начальник. Эта компания управляется вами – навстречу возможностям и в сторону от рисков. У вас есть власть запсукать проекты. У вас есть власть выпускать продукт.
Плоская структура убирает организационные барьеры между вашей работой и потребителем, наслаждающимся этой работой. Каждая компания скажет вам, что «клиент всегда прав», но здесь это утверждение имеет вес. Нет никакого бюрократизма, который помешает вам узнать, чего хотят заказчики, и затем дать им это.
------------------------------------------------------------------------------------------
Почему ваш стол на колесах? Воспринимайте эти колеса как напоминание о том, что вам стоит всегда искать, куда переместиться, чтобы быть более ценными. Но также не забывайте, что это просто колеса, которые позволяют перемещать ваш стол (см. рисунок).
Вы заметите часто двигающихся людей, иногда целые команды перемещаются со своими столами, чтобы быть ближе друг к другу. Ничего не должно мешать вам быть в непосредственной близости от людей, которым вы помогли бы или которые помогли бы вам.
Постоянное движение людей в компании затрудняет их поиск. Именно поэтому у нас есть адрес интранета http://user, который позволяет найти любого. Там фиксируется, где сейчас включен тот или иной компьютер, так что можно увидеть полную карту сотрудников в офисе.
------------------------------------------------------------------------------------------
Ваш первый месяц
Итак, вы решили, где будет ваш стол, узнали, где находится кофе-машина, как зовут некоторых коллег, и в принципе вы уже готовы поработать этим же утром: наточить карандаши, включить свой компьютер… А дальше?
Следующий раздел приведет вас к пониманию, над чем работать. В узнаете, как работают проекты, как работают команды и как продукты выходят за пределы Valve.
Над чем работать
Почему мне нужно создавать собственные проекты?
Мы слышали, что в других компаниях люди посвящают какую-то часть своего времени разработке собственных проектов. В Valve эта часть составляет 100%.
Поскольку структура Valve плоская, люди не присоединяются к проектам потому, что им так сказали. Вместо этого вы поймете, над чем работать, после того как зададите себе правильные вопросы. Сотрудники голосуют за проекты своими ногами (или колесиками рабочего стола). Сильные проекты сами набирают себе сотрудников. Это означает, что процесс внутренего рекрутинга специалистов идет постоянно.
Если вы работаете здесь, значит вы хороши в своей работе. Люди будут хотеть, чтобы вы присоединились к их проектам. Но решение остается за вами. (На самом деле, порой вы будете мечтать о том, чтобы был всего один человек, который рекомендует, чем вам стоит заняться, а не сотни.)
Но как мне решить, над чем работать?
Этот выбор может быть самой сложной частью вашей работы в Valve. Как вы уже поняли к данному моменту, это из-за того, что вы не были наняты на определенную должность. В конце проекта вы можете оказаться далеко за пределами того, что вы считали своей основной профессиональной специализацией.
В Valve нет свода правил по выбору проекта или задания. Однако полезно ответить на такие вопросы, как:
- Среди всех проектов в разработке какая самая ценная часть, в которой я могу быть полезен?
- Какой проект окажет наиболее сильное влияние на наших потребителей? Насколько моя работа будет им полезна?
- Не пропускает ли Valve чего-то, что стоило бы сделать?
- Что интересно? Что выгодно? Что наиболее усиливает меня в профессиональном плане?
Метод работы без босса
1. Родилась идея
2. Расскажите о ней коллеге
3. Работайте над ней вместе
4. Выпускайте продукт
Команды, часы и офис
Команды
Это временные группы разносторонних сециалистов, ведущих свой проект. Мы самоорганизовались в эти группы (Cabals) с первых дней Valve. Как и любая другая группа или усилие в компании, они формируются гармонично. Люди решают присоединиться к команде на основании убеждения, что для них важно работать с этой командой.
Лидеры команд
Часто кто-нибудь становится лидером проекта. Эта роль не равнозначна обычному менеджменту. Чаще всего это сборщики и распределители информации. Они держат в своей голове весь проект целиком, чтобы люди могли сверять с ними свои решения. Лидеры служат команде, в то же время играя роль центра.
Часы
По большей части внеурочная работа на проятжении долгого времени - это указание на фундаментальную ошибку в планировании и коммуникации. Если это происходит в Valve, значит что-то должно быть переоценено и исправлено. Если, оглянувшись вокруг, вы задаетесь вопросом, почему люди не находятся в цейтноте, ответ довольно прост. То, над чем мы трудимся напряженнее всего, – это найм хороших людей, так что мы хотим, чтобы они были рядом и сохраняли баланс между работой, семьей и остальными важными вещами в жизни.
Если оказалось, что вы работаете во внеурочное время, или просто чувствуете, что этот баланс вышел из равновесия, знайте, что можете задать этот вопрос любому, кто, на ваш взгляд, может помочь. Дина любит заставлять людей брать отпуска, так что можете сделать ее своим первым пунктом.
Офис
Иногда может казаться, что в офисе все слишком хорошо, чтобы быть правдой. Если однажды вы обнаружите себя идущим по холлу со свежими фруктами и чашечкой превосходного эспрессо, кидающим свое белье в стирку по дороге в массажный кабинет, не сходите с ума. Все эти вещи реальны, они здесь для вашего пользования. И не волнуйтесь, что кто-то осудит вас за использование выгоду всего этого, расслабьтесь! Если по пути с массажа вы заходите поиграть в дартс или потренироваться в спортзале, это не значит, что мы идем к краху, как какой-нибудь интернет-стартап 1999 года. Если мы когда-либо обслуживаем сотрудников икрой на обед, тогда, может быть, что-то не в порядке. Определенно можете паниковать, если будет икра.
Оригинал (на англ.языке)