Мы часто даем советы начинающим менеджерам. У нас на сайте даже есть целый раздел статей для управленцев. И вот мне подумалось, что гораздо полезнее для начинающих менеджеров будут советы таких же начинающих руководителей, нежели опытных профессионалов. И я решила задать своим МВА-студентам вот такой вопрос:
«Вспомните тот момент, когда вы получили первую руководящую должность. Что бы вы хотели, чтобы вам тогда сказали? Какой единственный совет вы бы дали теперь начинающему менеджеру?»
Мне очень понравились их ответы. Вот Топ Девять:
-
Советуйся, советуйся и еще раз советуйся. Совещайся, консультируйся, обсуждай.
-
Перестань изобретать колесо. Не везде требуется отпечаток твоей гениальности. Большинство вещей уже сейчас работает нормально. И не думай, что знаешь или можешь знать все. Ничто так не раздражает, как высокомерие. Ты, безусловно, умен, но всегда найдется кто-то умнее.
-
Твои подчиненные – иррациональные и непредсказуемые существа. Они не бывают одинаковыми каждый день, как бы тебе этого не хотелось. Поэтому лучше будь в курсе того, что с ними происходит.
-
В первые несколько дней найди время поближе познакомиться со своими людьми. Пойми, чем они занимаются, каковы их цели, что делают в свободное время и т.д. Я был настолько загружен новыми задачами, что за первый месяц не удосужился толком ни с кем пообщаться. И спустя месяц был очень удивлен двум заявлениям об увольнении.
-
Научись справляться с трудными и обидчивыми сотрудниками. Например, ты получил повышение, а сотрудница, которая работала в компании дольше тебя и тоже неплохо – нет. Она затаит обиду, естественно, будет думать, что это только потому, что ты мужчина. И начнет все делать против. У меня так все и было. Некоторое время я думал, обойдется, привыкнет, но в конце концов пришлось пригласить ее к себе. Я спокойно объяснил ей правду жизни: несмотря на то, как и почему было принято такое решение, руководитель теперь я, и если она не может работать со мной, то одному из нас придется уйти. И это буду не я. Вероятно, мне удалось быть убедительным. Со временем у нас наладились хорошие отношения.
-
Нужно привыкнуть к мысли, что теперь ты отвечаешь за все, что происходит в твоем подразделении. Даже если ты думаешь, что не виноват, – все равно это ТВОЯ ответственность. Пока ты не смиришься с этим фактом, руководящая работа не для тебя.
-
Тебе придется принимать непопулярные решения. Иногда они будут непопулярны у твоих подчиненных, иногда – у твоего руководителя. Ибо довольно часто интересы компании и твоих людей будут прямо противоположны. Защищай своих людей! За это они ответят тебе преданностью, и твой руководитель будет тебя уважать.
-
Хоть ты и стал руководителем, это не значит, что теперь нужно ходить с каменным лицом. Смейся со своими людьми, дай им понять, что ты не тролль.
Я благодарю всех за эти безусловно мудрые слова, многие из них актуальны не только для начинающих руководителей. И со своей стороны мне хочется добавить только один совет: менеджмент не для всех. Никогда не поздно сказать спасибо за то, где вы находитесь сейчас, прикинув, каких сложностей удалось избежать.
Ю.Ч.