Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Результативные методы профессионального обучения

Результативные методы профессионального обучения

Evidence-Based Training Methods


По мотивам прочтения книги Рут Кларк

Результативные методы профессионального обучения. Руководство для специалистов по корпоративному обучению

(Evidence-Based Training Methods: A Guide for Training Professionals)

ASTD Publications © 2010


Специалисты по корпоративному обучению нередко заблуждаются относительно того, какие методы преподавания являются по-настоящему эффективными. Автор книги развенчивает целый ряд мифов, сложившихся в этой области, и дает множество рекомендаций о применении методов, действенность которых доказана экспериментальными исследованиями. Авторитет Рут Кларк в области методов профессионального образования признан во всем мире.


Мифы и реальность

 

Результаты проведенных к настоящему времени научных исследований опровергли ряд устоявшихся мифов в области профессионального обучения:

  • “Процесс усвоения знаний становится более эффективным, если учитывать индивидуальные стили обучения”. Никаких “стилей обучения” не существует, поэтому не имеет смысла строить процесс преподавания с оглядкой на эти стили. Вместо этого перед началом учебного курса оцените фактический уровень знаний учащихся по своему предмету. Люди с низким уровнем подготовки нуждаются в тщательном контроле, а при работе с хорошо подготовленными учащимися можно применять формы преподавания, опирающиеся на самостоятельную работу.
  • “Любые проблемы в обучении можно решить с помощью современных технологий”. На самом деле в обучении важны не столько технические средства, сколько наличие учебных материалов и заданий, стимулирующих мыслительную активность учащихся. Центральное место в учебном процессе должны занимать люди, которых вы учите, а не технологии, которые вы для этого используете.
  • “Чем больше учащимся нравится учебный курс, тем лучше они усваивают знания”. Высокая оценка учащимися предмета и преподавателя отнюдь не гарантирует усвоения материала. Для проверки результатов своего курса проведите тестирование сотрудников, а также выясните, повысилась ли производительность их труда.
  • “Обучающие истории и игры облегчают усвоение знаний”. Результативность обучения зависит от уровня подготовки слушателей, а не от того, какие дидактические приемы использует преподаватель. Прежде чем применять новый метод обучения, изучите его особенности и продумайте, отвечает ли он потребностям учеников, согласуется ли с культурой и возможностями организации.


Выбирая учебные методики и формы преподавания, принимайте во внимание лишь их доказанную практическую результативность. Чем больше данных вам удастся собрать о применении отдельного метода, тем точнее будет ваш анализ. За последние несколько десятилетий были экспериментально протестированы многие учебные методики, и данные об этих исследованиях сегодня легкодоступны. Однако не забывайте, что статистическая информация о результативности того или иного метода – лишь один из факторов, который должен влиять на ваш выбор. В числе других факторов можно назвать ограничения по выделенному бюджету и срокам, а также особенности корпоративных стандартов вашей организации.


Особенности работы мозга и учебный процесс

 

При планировании учебного процесса необходимо учитывать особенности функционирования человеческого мозга. Представление о том, что к обучению тех, у кого доминирует правое полушарие, и тех, у кого доминирует левое, необходим разный подход, уже опровергнуто. Обратите внимание на мыслительные процессы по усвоению знаний. Активное осмысление новой информации происходит в кратковременной памяти. У этого вида памяти есть ограничение: за один раз человек способен воспринять лишь пять-шесть порций информации. Также важно помнить о том, что зрительная и слуховая информация поступает в мозг по разным каналам, а за ее восприятие отвечают различные области мозга. Самое полезное для обучения профессиональным навыкам свойство долговременной памяти – автоматическое выполнение часто повторяемых действий. Задачи, которые нужно ставить при планировании занятий, должны быть следующими:


1. Привлечение и удержание внимания аудитории. Невнимательные слушатели ничему не научатся.


2. Активное вовлечение слушателей в осмысление информации. Упражнения и наглядные материалы стимулируют мышление и помогают прочному запоминанию.


3. Хорошо рассчитанный объем нагрузки. Мозг человека способен перерабатывать лишь ограниченный объем информации, поэтому следуйте принципу “лучше меньше, да лучше”. Не стоит перегружать восприятие слушателей.


4. Облегчение процесса извлечения уже полученных знаний из долговременной памяти. Преподавателю нужно давать учащимся специальные “зацепки” для памяти, которые в нужный момент помогут им вспомнить полученную информацию.


Методики преподавания

 

Когда учащиеся просто слушают преподавателя, это не значит, что они усваивают материал. Их нужно вовлечь в этот процесс. Цели любого обучения – это приобретение знаний, выработка “процедурных навыков” (умения делать определенные вещи) и “стратегических навыков” (умения творчески решать проблемы). Сделать занятия максимально эффективными помогут следующие рекомендации:


1. Метод демонстрации с пояснениями. Презентации на основе PowerPoint удобны для объяснения фактов и описания процессов. Однако занятия на основе таких презентаций не требуют от слушателей глубокого осмысления материала и поэтому не подходят для развития умения решать проблемы или формирования поведенческих навыков. Внимание слушателей на таких занятиях не работает в полную силу.


2. “Ступенчатый” метод. Занятия в таком формате включают следующие этапы: объяснение материала, демонстрация, отработка на практике, обсуждение результатов. Этот подход эффективен для развития базовых профессиональных навыков у слушателей с невысоким начальным уровнем знаний. Занятия со ступенчатой структурой предполагают пристальный контроль со стороны преподавателя.


3. Метод обучения на основе решения конкретных рабочих задач. Такие занятия эффективны для людей с хорошей подготовкой. По данным исследований, если в процессе обучения сотрудники получают возможность действовать самостоятельно, то они приобретают стратегические навыки быстрее, чем в реальных условиях. Этот подход стимулирует критическое мышление и умение решать проблемы.


Использование наглядных материалов

 

Большинство специалистов по корпоративному обучению предпочитают объяснять материал на словах, отводя визуальным средствам незначительную роль. Такое отношение следует пересмотреть. По данным исследований, использование наглядных материалов делает обучение более результативным – особенно в случаях, когда слушатели не знакомы с темой занятия. Стоит отметить, что перегруженность наглядных материалов графическими деталями на самом деле не помогает, а препятствует усвоению знаний. Наиболее подходящими являются следующие виды наглядных материалов:

  • Организационные схемы. Отображают качественные отношения между элементами. Например, это схема организационной структуры компании.
  • Схемы реляционных связей. Отображают количественные отношения между элементами материала. Например, это секторная диаграмма.
  • Трансформационные схемы. Отображают изменения во времени или пространстве. Например, это временной график какого-нибудь процесса.
  • Визуальные интерпретации. Отображают скрытые отношения между элементами или визуализируют абстрактные понятия. Например, это модель строения молекул.


Демонстрацию наглядных материалов чаще всего нужно сопровождать пояснениями. Объяснение нового материала – главная обязанность преподавателя. Исследования свидетельствуют, что устное объяснение воспринимается учащимися лучше, чем чтение текста. Пояснения одновременно и в устной, и в письменной форме чаще всего затрудняют усвоение материала. Объяснение материала на основе печатных текстов целесообразно применять при обучении иностранцев или хорошо подготовленных учащихся. Кроме того, тексты удобно использовать для пояснения терминологии, а также для работы с материалами, к которым слушателям нужно обращаться неоднократно.


Социальная составляющая обучения


Преподавателю следует активно использовать “социальные сигналы”, которые стимулируют мыслительную активность учащихся. В частности, это средства, персонализирующие общение, например индивидуальные аватары при общении в процессе электронного обучения. Общайтесь с учащимися в непринужденной и дружелюбной манере, регулярно употребляя в речи личные местоимения “я” и “вы”. Осмотрительно подходите к использованию социальных сетей – злоупотребление ими может привести к тому, что учащимся будет тяжело концентрировать внимание на учебном процессе.


Чтобы мозг слушателей работал эффективно, не следует его перегружать. Избегайте упоминания фактов и сведений, которые не играют важной роли в достижении целей обучения. Исследования показали, что преподаватель, любящий рассказывать на занятии занимательные истории, мешает учащимся усваивать знания. Объясняя новый материал, старайтесь говорить выразительно и лаконично. Чем проще будут наглядные материалы, тем лучше. Если ваша задача – объяснить, как выполняются определенные действия, то лучше всего использовать динамические наглядные средства.


Примеры и упражнения


Что лучше помогает усваивать знания – практические занятия или изучение конкретных примеров? Во-первых, на разбор примеров уходит меньше времени, чем на практические задания. Во-вторых, ученые выяснили, что слушатели, которые выполняют много практических заданий, допускают ошибки в два раза чаще, чем те, кто учится в основном на примерах. Чтобы внимание учащихся не ослабевало, сопровождайте проработку примеров вопросами для проверки усвоения материала. Имейте в виду, что разбор примеров помогает усваивать материал прежде всего слушателям со слабой подготовкой, тогда как опытной аудитории больше подойдет выполнение практических заданий. Если вы обучаете людей выполнять стандартные задачи, то используйте примеры, максимально близкие к реальным условиям работы. Для обучения решению стратегических задач, требующих владения социальными навыками (например управленческими), хорошо подходят примеры, представленные в форме компьютерной анимации.


Продуманная организация практических занятий позволяет увеличить производительность труда обучаемых сотрудников и устранить пробелы в их навыках. Наиболее эффективными являются упражнения, предполагающие использование полученных знаний для выполнения конкретных рабочих задач. Практические тренировки позволяют довести выполнение определенной операции (например посадку самолета) до автоматизма. Интенсивность такой тренировки зависит от размера ущерба, который будет нанесен в случае, если сотрудник допустит ошибку. Чем серьезнее последствия ошибки, тем тщательнее должны быть практические тренировки. Интенсивная практика также нужна для отработки навыков по выполнению сложных профессиональных задач. Обсуждайте с учащимися результаты их работы, чтобы они могли проанализировать свои ошибки.

 

“Ступенчатый” метод

 

Этот формат больше всего подходит для обучения сотрудников с низким начальным уровнем знаний. Американский психолог Беррес Скиннер предложил следующие правила проведения таких занятий: начинайте с простых заданий, постепенно переходя к более сложным; разбивайте выполнение каждого из заданий на этапы; в любой момент будьте готовы дать слушателям пояснения; обсуждайте с ними результаты и хвалите за успешное выполнение заданий. Изучение тем сопровождайте практическими упражнениями. Занятие должно включать в себя три составляющих:

1. Введение. Сообщите слушателям, какими должны быть итоги занятия, ознакомьте с планом его проведения и расскажите о важности темы. Чтобы слушатели обращались к знаниям, которые отложились в долгосрочной памяти, задавайте им вопросы по материалам, изученным на прошлых занятиях.

2. Теоретические и практические сведения. При объяснении этапов выполнения каждого задания ссылайтесь на уже изложенный материал.

3. Главная цель занятия. Объясняйте материал отдельными порциями, действуя по алгоритму: “рассказать – показать – дать возможность опробовать на практике”.


Метод обучения на основе решения конкретных проблем


Учеными было установлено, что после 25 часов занятий на компьютерном тренажере, имитирующем процесс устранения неполадок, технические специалисты с двухгодичным опытом работы демонстрировали тот же уровень квалификации, что и специалисты с десятилетним опытом. Особую роль в этом виде обучения играют мультимедийные средства. Такие занятия должны включать четыре компонента:

1. Конкретные профессиональные задачи, задающие контекст обучения.

2. Указания преподавателя о том, как решать эти задачи. Потребность в указаниях снижается по мере накопления учащимися опыта.

3. Обсуждение предложенных решений.

4. Анализ допущенных ошибок.



Об авторе

Рут Кларк – основатель и владелец компании Clark Training & Consulting. В прошлом была президентом американской некоммерческой организации “Международное общество исследований в области повышения производительности труда”.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей