Продолжительные командировки сотрудников по стране или за ее пределами для многих западных компаний - привычная практика.  Но и наши граждане начинают все активнее перемещаться. На вопрос о том, как организовать переезд с минимальными потерями и сложностями, ответ - воспользоваться услугами релокейтора.


Релокейтор (от английского «to relocate - «переезжать») -это компания, оказывающая целый спектр услуг при переезде по профессиональным причинам из одной страны в другую. Как и многие иные новшества, этот вид деятельности пришел из США, где население еще со времен первопроходцев очень мобильно. Получив интересное предложение от организации, расположенной на другом конце страны, американец берет с собой зубную щетку и решительно бросается навстречу неизвестности. Европейцы значительно больше привязаны к своим домам, квартирам и - что не менее важно - привычкам. Но и они под воздействием неизбежной глобализации все чаще срываются с насиженного места и отправляются куда-нибудь в Китай или Австралию. А в это время из Кореи или Индии в Париж или Гамбург едут высококлассные специалисты, которым тоже необходимо быстро «акклиматизироваться» на новом месте.


В Германии фирмы-релокейторы появились еще в конце прошлого века. Франк Фагго, глава одной из старейших компаний в этом бизнесе Progedo, считает, что его работа состоит в облегчении профессионального старта в чужой стране, «а это значит, нужно быть джинном из восточной сказки, выполняя желания клиента от и до». Разумеется, «джинн» трудится не бесплатно. В Европе эта услуга обходится в среднем от 3 до 4 тыс. евро. Работа с клиентом начинается с предварительного разговора, а затем и встречи - ведь необходимо точно знать, каковы представления человека о своем будущем жилье, окружении, условиях жизни. На новом месте, а тем более - в новой стране у любого возникает много вопросов. Как вести себя при аренде апартаментов? Как открыть счет в банке? Как найти подходящую школу или детский сад для детей? Нанять няню? Подобрать для жены хорошие языковые курсы или фитнес-клуб? Где лучше покупать продукты? Как быть с водительскими правами? Конечно, если сотрудник предприятия переезжает из Австрии в Швейцарию, то особых сложностей, на первый взгляд, не возникает -но и здесь необходима помощь. А вот когда вы из Германии отправляетесь в Китай? Или из Гонконга во Францию?


Ульрих Фишер из компании-релокейтора RSB Deutschland считает, что чем раньше клиент обратится в агентство по переселению, тем лучше можно учесть все его даже самые замысловатые пожелания. «Наши отношения длятся в среднем 3-4 месяца, -рассказывает Фишер, - этого времени достаточно для того, чтобы новичок осмотрелся и почувствовал себя увереннее». Но и потом можно пользоваться таким своеобразным «костылем», например, в виде дополнительного тренинга по межкультурным проблемам.


Французские эксперты по персоналу говорят, что важно не забывать о социальных аспектах переезда в другое государство, ведь вместе с работником туда отправляется и его семья. Жизнь в чужой стране, незнакомом городе, среди людей, говорящих на малопонятном, а то и совсем неизвестном языке, - стресс для любого человека. Если же сотрудник едет на длительный срок, то оснований для беспокойства еще больше, тем более когда с ним его семья.


По наблюдениям французской компании, предоставляющей данные услуги, Relocation Management Mobility Consulting, если родственники чувствуют себя на новом месте комфортно, то работник выполняет свои обязанности с большим рвением и показывает лучшие результаты. А значит, нужно не только подобрать удобные детские площадки для малышей и экономичные магазины для хозяйки, но и помочь «врастанию» экспатов в новую жизнь, наладить контакт с местной языковой общиной, выходцами с родины. В этом, в конечном счете, должен быть заинтересован работодатель.


Навыки успешного релокейтора:
  • знание иностранных языков;
  • понимание чужих культур и особенностей;
  • выносливость;
  • знание жизни в разных странах мира;
  • предприимчивость;
  • творческий подход к решению любых проблем.
  • терпимость к разным проявлениям национальных и человеческих характеров;

Сейчас, когда экономика становится глобальной, релокейторы будут все более востребованы. Некоторые думают, что работа «на подхвате» - неблагодарная, но есть и те, кто уверен: быть «феей с волшебной палочкой» - отличное занятие.

Компании-релокейторы ориентируются на разный контингент сотрудников. Так, некоторые маленькие фирмы специализируются на топ-менеджменте, выполняя самые изысканные потребности капризных клиентов. Вам предложат не только виллу в тихом квартале, подберут вышколенный домашний персонал, состоящий из тихих и исполнительных тайцев, но и найдут клуб любителей стаффордширских терьеров поблизости. Дети смогут заниматься макраме и оригами по соседству с домом, а жена -йогой рядом с любимым суши-баром. Крупные же агентства предоставляют достаточно стандартный пакет услуг и работают главным образом с сотрудниками среднего звена, но и они позволяют экспатам почувствовать себя комфортно в чужой стране.


Чем же интересна услуга релокейторов HR-менеджерам? В США, например, использование таких фирм при длительных командировках работников -само собой разумеющаяся процедура. Так, в немецком подразделении Microsoft трудятся специалисты со всего света: из США, Египта, Индии, Китая. Менеджер по персоналу Microsoft Ютта Ланг уверена: «Без релокейторов мы не смогли бы полноценно удовлетворять потребности наших иностранных сотрудников».


Компания Compass Relocation Consulting из г. Людвигсбург (Германия) «опекает» на долгосрочной основе представителей фирм Bosch, Debitel, Mitsubishi, приехавших из Китая, Кореи и Японии. Одновременно немецкие специалисты, отправляющиеся в эти государства на работу, получают квалифицированную помощь при трудоустройстве. Долговременный контракт предпочтительнее для обеих сторон.


Экономя свое время и нервы при переезде, человек, тем самым, оставляет силы для профессиональной деятельности и способен максимально сосредоточиться на основном занятии.


Источник: Справочник по управлению персоналом