Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Разговор со слоном 2: как его заинтересовать

Разговор со слоном 2: как его заинтересовать

искусство обучать
О том, кто такой слон и почему его надо увлечь, рассказано в первом отрывке из книги Джули Дирксен «Искусство обучать». Теперь - несколько фрагментов о том, КАК
 это сделать.

СПОСОБЫ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СЛОНА

• расскажите ему историю; 

• удивите его; 

• покажите что-нибудь занятное; 

• скажите ему, что всем остальным слонам это нравится; 

• воспользуйтесь привычками слона. 

 
ЛЮДЯМ НРАВЯТСЯ ИСТОРИИ

Мы любим истории, многое узнаём с их помощью, и они особенно хорошо откладываются в памяти. Искусно рассказанная история может запомниться на долгие годы, даже если мы услышали ее всего один раз. Слон всегда рад какой-нибудь новенькой истории. Так почему же истории становятся полезным инструментом в процессе обучения?

  • Они  попадают на уже существующие полки. В сознании заранее заготовлено место для историй — вы умеете их воспринимать, знаете, из чего они состоят. Как правило, в истории есть главный герой, сталкивающийся с какой-то проблемой и решающий ее. 
  • В них есть внутренняя логика. В историях, как правило, присутствует последовательность событий, часто хронологическая. Вы скорее запомните порядок «ползти > идти > бежать», чем «идти > бежать > ползти», поскольку первый обладает внутренней логикой. Истории отчасти привлекательны тем, что в них тоже подразумевается логическая последовательность действий, которая облегчает запоминание.
  • Истории содержат интригу. Любая история изначально представляет собой ребус, который вы пытаетесь решить. В чем смысл истории? Будет ли она смешной? Или удивительной? Вы начинаете гадать («Хм... Я знаю, к чему это все идет...») или ждать, чем все закончится. Слон любит загадки. 

Истории не вызывают скуку (надеюсь). Конечно, бывают и плохие истории, и скучные, но все же, когда кто-нибудь начинает рассказывать историю, изначально предполагается, что она чем-то интересна, поэтому стоит ее послушать. 


УДИВИТЕ ЕГО


Один из самых верных способов привлечь внимание слона — удивить его.


НЕОЖИДАННЫЕ НАГРАДЫ


Исследования, в ходе которых участники получали ожидаемые и неожиданные награды (Berns, 2001), показали, что активность в структурах мозга, отвечающих за предвкушение и реакцию на поощрение, выше, если награда будет неожиданной. То есть реакция на не- ожиданную награду гораздо сильнее, чем на ту, о которой человек уже знает.


Приведу такой пример. В детстве я каждый год получала от бабушки открытку на день рождения с чеком на пять долларов, что всегда было приятно: я люблю бабушку, и с ее стороны это было очень мило. Но сами по себе пять долларов перестали приносить мне особенную радость, когда мне стало уже больше двенадцати лет. Меня всегда радовал этот жест со стороны бабушки, но какого-то ажиотажа по поводу денег у меня не было.


Сравните это чувство с тем, которое испытываете, когда, идя по улице, вдруг видите на земле пять долларов.

Не знаю, как вы, но я бы очень обрадовалась («Вот удача!») и, возможно, потом посматривала бы на землю — вдруг повезет еще раз. Сумма в обоих случаях одна и та же, но реакция разная из-за эффекта неожиданности.


Эта склонность более живо реагировать на неожиданную награду может быть ценным качеством для выживания. В принципе, если что-то для нас хорошо, мы постараемся это

запомнить, потому что мы хотим еще. А если что-то плохо, то мы запомним тоже, чтобы избежать этого в будущем.


Но если что-то оказывается именно таким, как мы себе и пред- ставляли, то совершенно нет причины прикладывать умственные усилия, чтобы закрепить эту мысль или идею в памяти.

СЛОН — СУЩЕСТВО ЛЮБОПЫТНОЕ 

c24
Поскольку я всегда помогаю маме с электронной почтой, мне приходится проводить много времени на домашней странице AOL. У этого сайта есть странная способность привлекать мое внимание к разным ссылкам, которые в обычной жизни я бы и не заметила: у кого из юных звезд 80-х теперь три жены,
восемь причин не пользоваться бальзамом для губ, удивительная правда о флуоресцентных лампах.


Мне совершенно безразлична подобная информация, но все равно я непостижимым для себя образом кликаю на эти ссылки (на самом деле список я придумала, но вы поняли, о чем я). Тот, кто сочиняет заголовки для домашней страницы AOL, гениально раззадоривает мое любопытство. И хотя оно поверхностное, но каждый раз заставляет меня нажимать на ссылку.


Слон — существо любопытное, и если вы сможете пробудить его интерес, то внимание вам обеспечено. Чем привлечь слона?

  • Задавайте интересные вопросы. Если на вопрос, который вы задаете, ответить можно при помощи Google, то к категории интересных его отнести нельзя. По-настоящему интересные вопросы требуют от слушателя интерпретации или применения полученной информации, а не просто ее извлечения из памяти. Вопросы на знание материала никогда не были особо увлекательным заданием, но в нынешний век информации и технологий они превращаются в пустую трату времени. 
  • Попытайтесь заинтриговать слушателей. Можете ли вы придумать какую-нибудь тайну, которую нужно разгадать? Интересно подать информацию? Начать занятие по естество- знанию с вопросов, например: «Почему у Сатурна есть кольца? И почему ни у одной дру- гой планеты в Солнечной системе их нет?» (Cialdini, 2005). Попробуйте начать курс по управлению проектами с рассмотрения конкретного случая. Расскажите о каком-нибудь проекте, который с треском провалился, и попросите слушателей выяснить почему, ис- ходя из документации. Можно построить все занятие на интриге или предложить слушателям решить какую-нибудь головоломку. 
  • Опускайте часть информации. Одна из причин, по которой заголовки AOL поглощали все мое внимание, заключается в том, что они были ловко сформулированы. Вполне могло оказаться, что многоженец и бывшая юная звезда 80-х — это актер, чье имя я почти не помню, потому что он снимался в незнакомых мне шоу. Или же, наоборот, это мог быть мой самый любимый актер из сериала, который я смотрела не отрываясь. Соблазн узнать достаточно велик, чтобы открыть ссылку. Я делаю это, чтобы восполнить пробел в информации. Это довольно непростой в использовании прием, потому что цель учебного курса за- ключается как раз в предоставлении полной и доступной информации. Пропуск важной информации противоречит здравому смыслу. 
  • Не упрощайте слушателям жизнь. Дэн Мейер, учитель математики и блогер, придерживается философии, которую он называет «Меньше помощи». Советую вам почитать его блог, но, как мне кажется, основная идея состоит в том, что мы оказываем слушателям медвежью услугу, предоставляя всю информацию сразу. Если бы мы не выкладывали сразу все, что у нас имеется, у слушателей появился бы стимул самостоятельно заполнять пробелы и искать стратегии для решения неясных, плохо структурированных задач, а не просто учиться подставлять цифры в формулы. Выявление и прояснение задачи становятся частью процесса обучения.

   

Книга предоставлена HR-Академии издательством «Манн, Иванов и Фербер»

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей