Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ПОДБОР И АДАПТАЦИЯ / О ПОЛЬЗЕ ПИСЬМЕННОЙ ПРОВЕРКИ

О ПОЛЬЗЕ ПИСЬМЕННОЙ ПРОВЕРКИ



Многим претендентам нормально удается "не бегать глазами по сторонам, а спокойно смотреть в переносицу". Многие обучены технике ответов на психологические тесты и точно знают, как правильно отвечать на нездоровые вопросы "бродячих психологов": "Мой папа часто…", "Если бы у меня была нормальная жизнь…", "Моей тайной страстью является…", "Любил ли я в детстве отрезать головы стрекозам…" (Все приводимые вопросы, к несчастью, реальные.)

И уже редко, кто не знает о том, как правильно поздороваться, и как правильно одеться. А также о том, что надо взять с собой на собеседование ручку и платок. У иных же претендентов вполне можно научиться некоторым приемам самопрезентации.

Однако у работодателя иная задача - не поддаться первому впечатлению, а найти неленивого сотрудника, пригодного к конкретной работе. Все мы люди (даже самые проницательные).

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

ПРОВЕДЕМ ПИСЬМЕННУЮ ПРОВЕРКУ


Вероятность ошибочного принятия решения резко сокращает письменная проверка. Прием, о котором идет речь, носит условное название  "Через бумагу".

Письменное задание - вещь очевидная и широко применяемая. Менее очевидна практика проверки деятельности с его помощью. Когда надо кропотливо, по шагам, выполнить сложную письменную работу (а не заполнить забавный тест), манипуляции имеют свойство разваливаться, внешний лоск и презентационные навыки - блекнуть, а дипломы и сертификаты утрачивать магическое влияние.

При проведении письменных заданий автору неоднократно приходилось наблюдать ситуации, когда претендент весьма солидный и приятный "внешне", превращается в школьника, а именно:

  • бросает работу невыполненной;
  • сдает ее не вовремя;
  • оформляет ее небрежно;
  • бегает за принимающим менеджером с предложением рассказать устно (под предлогом "несвойственности письменного мышления", "личной аудиальности", "огромного количества мыслей в голове", "неважного самочувствия" и т.п.);
  • торопится сдать, толком не доделав, не проверив и т.д.

ПРИМЕР

В супермаркете отделочных и строительных материалов работал старшим продавцом очень трудолюбивый и ответственный сотрудник. В его отделе все было разложено по полочкам. Работу продавец любил и выполнял ее с удовольствием, игнорируя коллег, зовущих его в курилку в рабочее время.

Директор супермаркета приметил продавца и пригласил поучаствовать в конкурсе на должность администратора торгового зала. Для выполнения проверочного задания продавца направили в соседний отдел составлять перечень смежных товаров (которые часто покупают вместе, к примеру, краску с валиком и т.д.). При этом можно было запрашивать любую информацию, анализировать отчеты и т.п., чтобы затем предложить способы увеличения продаж.

Продавец писать отказался. Обосновал он это тем, что коллегам, работающим в этом отделе,  "виднее" и все, что могли, они уже сделали (т.е. "покрыл" их). Кроме того, продавец вдруг стал говорить о том, что Клиент "сам знает", что ему нужно купить, и всегда найдет товар, если ему "действительно надо". Стало понятно, что продавец на должность администратора явно не годится.

ПРИМЕР

На должность менеджера отдела рекламы устраивалась очень активная молодая женщина. На собеседовании она производила приятное впечатление своей энергией и жизнелюбием. Ее письменное проверочное задание состояло из трех пунктов. При довольно скромном выполнении заданий, в каждом из них она сделала дописку, что у нее много идей, но расскажет она их, только когда ее примут. До момента  окончательного решения она неоднократно звонила менеджеру по персоналу с целью встретиться и поговорить "по душам". Таким образом, потенциальный сотрудник, привыкший манипулировать коллегами и руководителем, при проверке "через бумагу" потерял свой "инструмент" и почувствовал себя неуютно.

ПРИМЕР

Вакантная должность: специалист отдела рекламы.
Место предполагаемой работы: магазин по продаже отделочных и строительных материалов.

ЗАДАНИЕ Кандидатам:

"Вы продвигаете линолеум, а Ваши конкуренты - паркет. По цене они сопоставимы. Считается (может объективно, а может, и нет), что паркет - лучше. Нужно написать два небольших текста по "отстройке" линолеума от паркета (размером 2-3 абзаца): один - для офисов, другой -  для частных Клиентов".

Сравните письменные ответы Кандидатов, которые практически одинаково выглядели внешне, примерно одинаково отвечали и имели сравнимый опыт.

КАНДИДАТ № 1

1. Для офисов:
"Скажите мне, какое покрытие для пола у вас в офисе, а я угадаю количество Ваших посетителей".

2. Для частных клиентов:
"Вам нравится тошный, резкий запах мастики?
А навязчивое, монотонное стрекотание циклевальной машины?
Ну, может быть, уютное, ну очень уютное жужжание пылесоса?
Ах вы такой чистюля, что предпочитаете влажную уборку… Согласен, цена одна - затраты разные.
Кстати, где Вы покупали себе линолеум?"

КАНДИДАТ № 2

1. Для офисов:

"Выбирая материал для пола в вашем офисе, Вы заботитесь о красоте и качестве. Оптимальный выбор в данном случае - это линолеум. Среди прочих напольных покрытий линолеум выделяется прочностью, стойкостью рисунка и отличными термо- и звукоизоляционными качествами, а благодаря разнообразию рисунков и цветовых оттенков, линолеум легко впишется в любой дизайн офиса.

Выбрав офисный линолеум, Вы можете быть уверены в том, что в Вашем офисе чисто каждый день, полы не скрипят и ножки стульев не царапают полы, пролитый кофе удаляется, не оставляя следов, что через год Вам не придется приводить пол в порядок. Вы выбираете экономичность и долговечность.

Линолеум от фирмы "Х" - лучшая основа для вашего бизнеса."

2. Для частных Клиентов:

"Паркет, который не боится влаги? Ковровое покрытие, которое не надо пылесосить? Линолеум - вот лучшее решение для Вашего дома.

Ваши новые полы не требуют больших расходов по укладке, не нуждаются в ежегодной циклевке и вскрытии лаком. Они не уступают по красоте и блеску рисунка паркету, не царапаются и стойки к любым пятнам. Многослойная структура линолеума обеспечивает его стойкость к деформации, теплоизоляционные свойства сохраняют тепло зимой и прохладу летом, а шумоизоляционные свойства охраняют покой для Вас и… Ваших соседей снизу.

Всегда для Вас огромный выбор линолеума в магазине "Х".

Комментарий.

В первом случае у Кандидата присутствует "понимание целевой аудитории, но вместе с тем проглядывается неуважение к Клиенту. Клиент поставлен в роль "пешки". Тексты написаны по принципу "хорошо, но мало". Заданные 2-3 абзаца сокращены до одного, при этом задача не решена.

Второй Кандидат понимает целевые группы и профессионально использует их стереотипы.

Тексты написаны добротно и читаемо, хотя и тяжеловато. Прослеживается трансляция рекламных клише - "огромный выбор", "лучшее решение для Вашего дома" и т.д.

Если бы пришлось выбирать из двух человек, то легче было бы дотянуть второго (профессионально ограничив использование "избитых фраз"), чем привить трудолюбие первому.

ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ даются, в том числе, и тем Кандидатам, чья работа не будет связана с написанием чего-либо. Считается, что части людей несвойственна письменная речь. Дело не в том, как человек пишет. Писать труднее, чем говорить (особенно на рабочую тему). ВАЖНО, насколько Кандидат постарается. На бумаге отчетливее проявляется лень человека и "сваливание от задач".


Фрагмент статьи  эксперта-консультанта Системы «ТРИЗ-ШАНС» А.Б. Кавтревой «Приемы на работу»
Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей