Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Мозговой штурм: за и против

Мозговой штурм: за и против


Психологи обнаружили интересный факт: человек даже средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда работает в группе, чем когда трудится в одиночку. Кроме того, коллективный труд стимулирует дух соперничества между коллегами. Впрочем, до тех пор, пока не ведет к критическим или враждебным установкам. Вот почему к использованию метода brain-storming стоит подходить взвешенно и осторожно.

О рекомендациях по организации мозгового штурма корреспондент ИА «Клерк» Павел Баскаков беседует с Константином Пасечниковым, руководителем проектного офиса компании StarForce Technologies.

Константин, в каких случаях мозговой штурм целесообразен и приносит хорошие результаты?

Основное назначение мозгового штурма - получение большого количества идей за короткий промежуток времени. Соответственно, его применение будет оправдано для тех задач, при решении которых необходим творческий подход.

В каких случаях (при решениях каких задач) от мозгового штурма, на ваш взгляд, лучше воздержаться?

Фактически решение любой проблемы состоит в формировании множества вариантов решений, с последующим выбором одного из вариантов, удовлетворяющего заданным критериям. Использование мозгового штурма целесообразно тогда, когда не удается сформировать множество решений, либо когда все предложенные решения не удовлетворяют заданным критериям. В противном случае использование мозгового штурма будет нецелесообразным. Также не имеет смысл прибегать к мозговому штурма, если не удается чётко сформулировать решаемую задачу.

Сколько такой штурм должен продолжаться по времени?

Оптимальная продолжительность мозгового штурма - 1.5 часа, так как за этот период обычно генерируется максимальное количество идей. Многое также зависит от того человека, который проводит мозговой штурм, а точнее от его умения поддерживать определенный творческий настрой в группе.

Соответственно, вопрос – осуществлять ли мозговой штурм своими силами или приглашать консультанта-постановщика, модератора со стороны?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно понимать, что успех мозгового штурма очень существенно зависит от того человека, который его проводит. Можно попробовать оба способа, а потом выбрать лучший.

В таком случае, какое реальное число людей имеет смысл привлекать к мозговому штурму?

Десяти человек бывает достаточно. При большем количестве становится трудно держать коллектив «под контролем». Самое главное, чтобы все участники группы имели примерно одинаковый «социальный» статус в компании и чтобы количество экспертов, сведущих в области решения проблемы, было незначительным.

А что может использоваться для стимулирования активной мозговой деятельности – кофе, музыка, что-то другое?

Достаточно того, чтобы весь процесс происходил в непринужденной и неформальной обстановке. Отсутствие отвлекающих факторов (а ими могут быть как раз музыка и кофе) приветствуется. Мозговой штурм – это активный творческий процесс, а не планомерное «разжевывание» проблемы.

Ясно, с «кофейком» пролетели, а что должно последовать за мозговым штурмом? Стать его материальным воплощением?

Из всех предложенных в ходе мозгового штурма идей необходимо выбрать наиболее подходящие. Обычно на этом этапе задействуют специалистов проблемной области, которые оценивают каждую идею согласно выработанной системе критериев. Мозговой штурм предполагает формирование набора решений для конкретной проблемы, а выбор конкретного решения, которое будет воплощено в жизнь - это задача того человека, который будет нести за это ответственность. Как показывает наша практика, коллективная ответственность очень редко приводит к положительным результатам, поэтому мы стараемся ее избегать. Более того, исходя из того, что ответственность всегда предполагает определенный набор прав, ответственное лицо может не воспользоваться результатами мозгового штурма, а предложить какое-либо свое решение.

Как часто имеет смысл проводить мозговые штурмы?

Трудно сказать. В зависимости от количества проблем, которые необходимо решать именно таким методом. Необходимо также принимать в расчет то, что стоимость проведения мозгового штурма (исходя из размеров зарплат участников мозгового штурма) должна быть соотносима со стоимостью решаемой проблемы.

В результате, мозговой штурм – это «психическая атака» на проблему или действенный бизнес-инструмент?

Это инструмент, который не всегда дает требуемый результат. То есть, не имеет смысла использовать мозговой штурм как основной инструмент решения проблем. С другой стороны, когда решение проблемы зашло в тупик – то почему бы не попробовать?

Источник: ИА Клерк.Ру

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей