Выбор правильного подхода к обучению зависит от ответа на простые с виду вопросы: кого нужно учить? что этот человек знает и умеет? Развитие любого навыка у взрослых людей происходит в несколько этапов. На каждом из этих этапов необходимо решить свою, отличную от других задачу обучения. Опытным людям нужны принципиально иные методы обучения, чем новичкам.
В зависимости от этапа обучения, а следовательно, от уровня знаний и умений человека, выделяют несколько типов учащихся. Любого человека можно отнести к тому или иному типу.
Раскроем эту мысль на конкретном примере обучения навыкам бизнес-презентаций.
Тип 1. «Новичок»
Характеристика: отсутствие или низкий уровень знаний и умений в области бизнес-презентации.
Задача: получить базовые знания по теме и представление о том, «что такое хорошо».
Основной метод: самообучение.
К типу 1 относятся люди, никогда не выступавшие перед аудиторией или выступавшие крайне мало. Для перехода на следующий этап новичку следует несколько раз пронаблюдать за опытными выступающими, возможно — посмотреть выдающихся спикеров в YouTube. Анализ выдающихся выступлений поможет сформировать образ успеха.
Просмотр учебного видеофильма по теме презентаций поможет закрепить полученные знания. Полезно прочитать хорошую (лучше короткую) книгу или статью о навыках публичных выступлений, ознакомиться с требованиями к докладам и презентациям, существующими в компании. После завершения ознакомительного этапа стоит написать конспект-резюме полученных знаний на 1–2 страницы.
Основная ошибка, которую совершают специалисты в области корпоративного обучения на этом этапе, — они преждевременно отправляют новичков на очные тренинги и семинары. Те оказываются слишком «продвинутыми» для новичка. Наступает информационный перегруз, навыки не усваиваются. Возникает потребительское отношение сотрудников к обучению, предлагаемому компанией: ведь то, во что ты сам не вложил усилий, не ценится.
Тип 2. «Начинающий»
Характеристика: сформированы начальные знания в области деловой презентации, может выступать, но допускает большое количество ошибок.
Задача: сформировать базовые навыки и умения по теме.
Основной метод: краткосрочное интерактивное обучение (тренинг).
Для начинающего метод тренинга и его разновидностей подходит больше всего.
Практика, обратная связь и снова практика в безопасной, толерантной к ошибкам среде позволяют сравнительно быстро сформировать нужные навыки. Базовые знания, полученные на раннем этапе, помогают существенно сократить длительность тренинга, повысить долю практики, ограничить теоретические лекции минимально необходимым объемом.
Тип 3. «Практикующий»
Характеристика: знает теорию, прошел тренировку в тепличных условиях.
Задача: перенести полученные навыки из аудитории в реальную жизнь.
Основной метод: практикум, развитие на рабочем месте. Корень многих проблем «практикующих» — в иллюзии о том, что после прохождения тренинга их поведение в реальной работе само собой изменится, станет успешным. Однако в процессе тренинга навык редко удается отработать до полного автоматизма. К тому же ситуации в реальной работе часто отличаются от учебных примеров и деловых игр, что вызывает «трудности переноса».
На этом этапе поможет практика: осознанное применение в работе навыков, плученных на тренинге, самооценка и обратная связь коллег, анализ успехов и неудач, выводы и коррекция. Такой метод обучения, как практикум в реальной жизни, часто называют «развитием на рабочем месте». Хорошо, если в этом процессе «практикующему» помогает опытный и доброжелательный наставник. На этом этапе очень полезно браться за решение задач и выполнение проектов, требующих применения навыка. Например, в случае бизнес-презентаций это может быть защита проекта перед группой коллег.
Такой метод обучения, как тренинг, для учащихся этого типа оказывается малоэффективен. Не тратьте время и деньги на очередные, все более «продвинутые» тренинги. Создайте условия и стимулы для практики и закрепления полученного навыка в реальной работе.
Тип 4. «Опытный»
Характеристика: уверенно применяет необходимые навыки в типичных рабочих ситуациях. Задача: оттачивать мастерство, эффективнодействовать в сложных и нестандартных ситуациях.
Основной метод: обучающееся сообщество. Необходимость выступать, вопросы и возражения аудитории не вызывают тревоги у представителей этого типа: выступления уже стали для них привычным делом. Появилось желание стать мастером, освоить сложные техники, быть эффективным в ситуациях с высокой степенью риска и ответственности — например, научиться в ходе выступлений «продавать» сложные, небесспорные идеи «трудной» аудитории.
Для решения такой задачи уже недостаточно самостоятельной практики. Не поможет и более «продвинутый» тренинг — он окажется недостаточно «продвинутым», так как не будет учитывать индивидуальные потребности учащихся. Действительно может помочь объединение с людьми, имеющими сходные задачи развития и высокий уровень освоения навыка — формирование так называемого обучающегося сообщества, или мастерской.
Обычно на встречах такого сообщества происходит обмен опытом. Учащиеся обсуждают ошибки и успехи, свои конкретные «хитрые» приемы, разыгрывают реальные сложные ситуации, которые служат серьезным испытанием даже для опытных, экспериментируют, ищут решения таких ситуаций, учатся друг у друга.
Например, в работе мастерской по бизнес-презентациям могут участвовать реальные топ-менеджеры компании, которым участники в течение 5 минут выступления пытаются «продать» конкретные идеи и проекты. Топ-менеджерам дается инструкция: не жалеть учащихся, критиковать, создавать им сложности. Сами участники также играют «сложных слушателей» друг для друга. Успех в подобной ситуации требует большого мастерства и, самое главное, формирует это мастерство. Полезны также ситуации (дружеского) соревнования с коллегами, например, когда участники борются своими презентациями за ограниченный бюджет.
Базовое обучение теории через книги, статьи, видео, а также тренинги можно отнести к формальным методам обучения. Их значимость велика для таких типов учащихся, как «новичок» и «начинающий». Для «практикующих» и «опытных» лучше подходят неформальные методы: практикум, обучение на рабочем месте, обучающееся сообщество, или мастерская (рис. 1). Подобная логика обучения взрослых людей позволяет совместить обучение с реальной работой, осознанно использовать как привычные, так и инновационные методы для достижения мастерства в любом деле.
Автор: Павел Безручко, генеральный директор «ЭКОПСИ Консалтинг»