«История о трех принцах с острова Серендип» открыла Хоррасу Уолполу секрет обучения. Вспомнив Архимеда, Галилея, Ньютона, этот замечательный англичанин говорит о серендипити – как «о внезапном открытии» и, главное, чувстве во время этого открытия. Мы можем уже добавить в этот список и Менделеева, и Рентгена. Даже Марка Цукерберга! Наиболее ярко в литературе принцип обучения серендипити отражен в цикле историй Артура Конан-Дойла. Наиболее сильно этот талант развит у Шерлока Холмса.
Как методика обучения Серендипити появилась в 1996 году. Оказывается, с помощью этого метода могут быстро обучаться топ-менеджеры. Тот, кто хоть раз пытался собрать на тренинг 20 топ-менеджеров, поймет меня – это практически невыполнимое задание. Топы – люди с особенной потребностью в обучении. У них все не так: тренинг посетить не могут, с семьей видятся редко… дела-дела-дела. Встречи, перелеты, совещания и т.д. Но это люди, от которых зависит будущее всей корпорации. Впервые Phillips, а за ней и другие компании в середине 1990-ых годов стали искать способы конкуренции с молодыми брендами, что и привело к появлению методики обучения топ-менеджеров – серендипити.
Чем же хороша эта методика? Серендипити – это обучение по ходу. По ходу приготовления завтрака, поездки в поезде, прочтения книги, уборки по дому и т.д. Мозг иксера, как и мозг топ-менеджера, находится в условиях изобилия информации. Задача в этом большом информационном поле найти те изменения, которые станут в будущем трендами. Времени остановиться и пойти на тренинг – нет. Вокруг – все тренинг.
Для поколения Х серендипити становится навыком обучения. Такое ощущение, что у них рука постоянно на пульсе «серендипити», как у Шерлока Холмса. Тренинг, как и работа группы, меняет свой формат. Чтобы включить на 100% мозг иксера нужен кино-тренинг. Здесь страсть к фильмам совместно с индивидуальными ожиданиями творит чудеса. Из полуторачасового фильма с помощью полуторачасового обсуждения можно вытащить информации (а для продвинутых пользователей серендипити − навыков) как из шестимесячного курса лекций в вузе.