Автор - Манойлова Марина Алексеевна, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института.
Инструкция: Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5- всегда; 4 – чаще всего; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – никогда.
1.Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
2.В моих публичных выступления отсутствуют эмоции.
3.Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
4.В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
5.Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
6.Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
7.Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
8. Я предпочитаю контролировать людей.
9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
10.Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
11.Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен
12.При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
13.Я сосредоточен на чувствах других.
14.Разногласия, я стараюсь, устранять сразу, как их обнаружил.
15.Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.
16.Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
17.Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
18.В общении с коллегами я могу думать о чем - то своем.
19.Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
20.Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
21.Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
22.Я не обращаю внимание на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
23.Я помогаю другим лучше понять себя.
24.В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
25.Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
26.Близкие люди одергивают меня: расслабься.
27.Я свободно выражаю свои чувства.
28.Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
29.Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
30.Мне безразличны чувства других возникающие в ходе совместной работы.
31.Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
32.Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
33.Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
34.Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
35.Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
36.Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
37.Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
38.Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
39.Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
40.Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ:
Шкалы вопросы |
всегда |
Чаще всего |
иногда |
редко |
никогда |
1.«Прямые» 1,9,17,25,33 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
«Обратные» 2,10,18,26,34 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11. «Прямые» 3,11,19,27,35 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
«Обратные» 4,12,20,28,36 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
111. «Прямые» 5,13,21,29,37 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
«Обратные» 6,14,22,30,38 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1У. «Прямые» 7,15,23,31,39 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
«Обратные» 8,16,24,32,40. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Обработка результатов:
В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А – сумма баллов по «прямым» вопросам, В – по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.
Интегральные индексы:
1.Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам
2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам.
3. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника.
Диапазон баллов по каждой шкале: min - -20 баллов, max - +20 баллов.
Интерпретация шкал опросника МЭИ:
1. Интегральный показатель.
Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.
Внутриличностный аспект
Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций.
Высокие показатели:
Развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.
Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого – педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядите в глазах окружающих. Развитая рефлексия - процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.
Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.
Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.
Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.
Низкие показатели:
Низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.
Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствии склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.
Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями.
Высокие показатели:
Развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.
Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя.
Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.
Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.
Низкие показатели:
Низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.
Межличностный аспект
Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей
Высокие показатели:
Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.
У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.
Сопереживание - уподобление эмоциональному состоянию партнерам по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.
Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.
Благодаря способности к прогнозированию Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.
Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.
Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.
Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей
Высокие показатели:
Высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.
Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого.
У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.
Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность присущая Вам характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.
Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.
Теоретическая часть методики:
Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
Так как ЭИ это интегративное понятие, состоящее из эмоции, интеллекта и воли, возникает необходимость дать понятия основных элементов ЭИ. Эмоция – психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями, мотивами, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Интеллект – общая способность к пониманию, познанию и решению проблем, определяющая успешность деятельности. Воля – способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т.е. свои желания и стремления. (Большой психол. словарь. СПб., 2005). Можно сделать вывод, что воля в ЭИ - средство подчинения эмоционального интеллектуальному. Воля объединяет эмоции и интеллект в концепции эмоционального интеллекта.
Исходя из данных определений, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека. ЭИ – способность эмоционального понимания, познания своих состояний и партнеров по общению; управление своими действиями в направлении сознательно поставленной цели, регулируя внутренние состояния (желания, потребности); связано с переживанием значимости действующих на партнеров по общению явлений и ситуаций. ЭИ - субъективная характеристика личности.
Цель ЭИ – трансформация и прогрессивное развитие эмоциональной сферы субьекта.
Средства ЭИ: 1.Внутреннего аспект – эмоциональный потенциал личности (накапливается с опытом); 2.Внешнего аспекта - операции реализации «технической» стороны (развивается в тренинге, акмеупражнениях).
Процесс ЭИ - осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния другого человека.
Результат ЭИ – психические новообразования личности.
В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все формы интегративно проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии. ЭИ считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Разработанная методика диагностики ЭИ представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.
Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ.
Стандартизация методики эмоционального интеллекта (МЭИ)
С целью стандартизации авторской методики диагностики эмоционального интеллекта проведено обследование (2004-2005гг.) на репрезентативной выборке мужчин и женщин в возрасте от 17 до 65 лет, работающих в различных сферах профессиональной деятельности – педагогов, психологов, медицинских работников, служащих, рабочих, студентов Псковской области. Общий объем выборки составил 719 респондентов.
Для выявления половых, возрастных и профессиональных различий в характеристиках эмоционального интеллекта выборка стандартизации была разделена на подгруппы по полу, возрасту, профессиональной деятельности, стажу работы (для студентов – по курсам обучения). Выборка педагогов также была поделена на 2 подгруппы по показателю удовлетворенности профессиональной деятельностью, соответственно, с высокой и низкой удовлетворенностью трудом. Всего было выделено 4 возрастных категории: 17-21 год – юношеский возраст, 22-35 лет – первый период зрелости, 36-55 лет – второй период зрелости, 55 лет и старше – пожилой возраст. Также исследованы различия уровня развития эмоционального интеллекта у представителей трех категорий профессий – педагоги, медицинские работники, рабочие и служащие других специальностей, и студентов педагогического вуза с 1-го по 5-й курсы.
Статистический анализ различий в средних значениях шкал методики показал следующие тенденции.
Наиболее явно прослеживаются половые различия (таблица 1). Свойства эмоционального интеллекта имеют различную степень выраженности у мужчин и женщин; соответственно, женщины имеют более высокие показатели эмоционального интеллекта по сравнению с мужчинами.
Таблица 1.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у мужчин и женщин
шкала |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния мужчины |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния женщины |
Значениеs s– критерия Стьюдента |
Уровень статистической значимости |
1. Осознание своих чувств и эмоций. |
5,52 ±3,52 |
6,99±3,46 |
3,67 |
0,001 |
2.Управление своими чувствами и эмоциями. |
-3,95 ±5,18 |
-2,47±5,44 |
2,38 |
0,05 |
3. Осознание чувств и эмоций других людей |
4,31±3,93 |
5,93±3,96 |
3,62 |
0,001 |
4.Управление чувствами и эмоциями других людей |
0,52±3,42 |
1,28±3,87 |
4,13 |
0,001 |
Возрастные различия в показателях эмоционального интеллекта проявляются в меньшей степени (таблица 2). В этом плане «критической точкой» является переход от юношеского к зрелому возрасту. Так, в юношеском возрасте более выражен внутриличностный аспект эмоционального интеллекта, внимание к собственному внутреннему миру, осознание своих чувств и возможность самоконтроля; что обусловлено возрастными закономерностями психического развития.
Таблица 2.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у представителей различных возрастных групп
шкала |
Средние и стандартные отклонения юношеский возраст |
Средние и стандартные отклонения зрелый возраст |
Значениеs s– критерия Стьюдента |
Уровень статистической значимости |
1. Осознание своих чувств и эмоций. |
7,5 ±3,28 |
6,23±3,71 |
2,86 |
0,01 |
2.Управление своими чувствами и эмоциями. |
-0,69 ±4,72 |
-3,89±5,04 |
5,2 |
0,001 |
Анализ различий в средних значениях эмоционального интеллекта у представителей различных профессиональных групп выявил, что показатели эмоционального интеллекта работников «помогающих профессий», деятельности в сфере «человек-человек» являются выше, чем у представителей других профессий. В выраженности эмоционального интеллекта педагогов и медицинских работников значимых различий не обнаружено (таблица 3).
Таблица 3.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ в различных профессиональных группах
шкала |
Средние и стандартные отклонения педагоги |
Средние и стандартные отклонения другие профессии |
Значениеs s– критерия Стьюдента |
Уровень статистической значимости |
1. Осознание своих чувств и эмоций. |
7,52±3,32 |
6,73±3,49 |
1,73 |
0,05 |
2.Управление своими чувствами и эмоциями. |
-0,53 ±4,68 |
-3,96±5,98 |
2,85 |
0,001 |
3. Осознание чувств и эмоций других людей |
5,66±3,98 |
3,92±3,85 |
3,78 |
0,001 |
4.Управление чувствами и эмоциями других людей |
1,10±3,98 |
0,45±3,63 |
2,20 |
0,01 |
В то же время, выявлены значимые различия характеристик эмоционального интеллекта у педагогов с различным стажем работыи различной степенью удовлетворенности трудом. Так, в группе педагогов с большим стажем работы, не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью, прослеживается снижение показателей внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта (таблица 4). Такие педагоги нечетко осознают собственные чувства, большей частью не принимают их, и испытывают сложности в управлении своими эмоциями. Это свидетельствует о тенденции к профессиональной деформации личности таких педагогов. Таким образом, показатели внутриличностного аспекта методики эмоционального интеллекта могут служить индикаторами для диагностики тенденций к эмоциональному выгоранию, профдеформаций личности педагогов.
Таблица 4.
Достоверные различия в средних значениях шкал
методики МЭИ у педагогов в зависимости от стажа и удовлетворенности трудом
шкала |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния Педагоги с большим стажем, не удовлетворенные трудом |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния Педагоги с большим стажем, удовлетворенные трудом |
Значениеs s– критерия Стьюдента |
Уровень статистической значимости |
1. Осознание своих чувств и эмоций. |
5,21 ±3,45 |
7,23±3,92 |
2,95 |
0,001 |
2.Управление своими чувствами и эмоциями. |
-4,49 ±3,72 |
-0,69±4,04 |
5,33 |
0,001 |
Сравнение показателей методики на выборках студентов и работающих педагогов позволило выявить, что у студентов менее выражены характеристики эмоционального интеллекта, характеризующие межличностный аспект (таблица 5). То есть, студенты не обладают необходимыми коммуникативными и педагогическими умениями, связанными с пониманием чувств и эмоций других людей и возможностью управления состоянием другого с целью его гармонизации, снятия эмоциональной напряженности. Межличностный аспект эмоционального интеллекта формируется в профессиональной деятельности и общении. Этот факт подтверждает значимость активных методов социально-психологического обучения для развития эмоционального интеллекта студентов педагогических вузов.
Таблица 5.
Достоверные различия в средних значениях шкал методики МЭИ
у педагогов и студентов педагогических вузов
шкала |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния педагоги |
Средние и стандарт-ные отклоне-ния студенты |
Значениеs s– критерия Стьюдента |
Уровень статистической значимости |
3. Осознание чувств и эмоций других людей |
5,66±3,98 |
3,23±3,75 |
4,86 |
0,001 |
4.Управление чувствами и эмоциями других людей |
1,10±3,98 |
-1,84±3,84 |
2,07 |
0,01 |
Таблица 6. Средние значения и стандартные отклонения показателей методики МЭИ для различных групп респондентов.
Респонденты |
показатели |
||||
Шка- ла 1 |
Шка-ла 2 |
Шка-ла 3 |
Шка-ла 4 |
Общий балл |
|
Педагоги
|
7,52± 3,32 |
-0,53± 4,68 |
5,66± 3,98 |
1,10± 3,98 |
10,79± 7,40 |
Медицинские работники |
6,14± 3,27 |
-0,22± 4,53 |
6,14± 3,96 |
0,57± 3,92 |
10,60± 11,42 |
Служащие, рабочие |
5,32± 3,55 |
-4,79± 6,52 |
3,51± 4,40 |
-0,86± 3,52 |
7,92± 12,04 |
Военнослужащие |
5,71± 3,08 |
-3,15± 4,30 |
3,57± 3,76 |
1,05± 3,78 |
7,78± 9,69 |
Студенты педагогического вуза: |
|||||
1 курс |
7,70± 3,05 |
-0,76± 5,04 |
2,20± 3,52 |
-1,82± 3,98 |
11,97± 10,24 |
2 курс |
5,75± 3,40 |
-1,12± 5,35 |
3,75± 3,46 |
-1,28± 4,28 |
8,65± 2,47 |
3 курс |
6,71± 3,73 |
-0,51± 4,48 |
3,02± 4,83 |
-1± 3,90 |
9,29± 9,95 |
4 курс |
8,28± 2,60 |
-2,35± 3,30 |
4,64± 3,15 |
-2,0±7 4,28 |
11,64± 5,71 |
5 курс |
5,84± 3,48 |
-2,94± 5,37 |
4,36± 4,61 |
-1± 4,57 |
6,26± 13,34 |
Таким образом, для определения средненормативных значений и перевода сырых баллов в стандартные наиболее значимыми оказались различия по признаку пола. Таблицы 7 и 8 содержат перевод сырых балов в стандартные (стены) для мужчин и женщин по всем шкалам опросника.
Таблица 7.
Перевод сырых баллов в стены (мужчины)
Шкалы (сырые баллы) |
стены |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
До -3 |
-2 -1 |
0 -1 |
+2 +3 |
+4 +5 |
+6 +7 |
+8 +9 |
+10 +11 |
+12 +13 |
+14 и выше |
2 |
До -14 |
-13 -12 |
-11 -10 -9 |
-8 -7 |
-6 -5 -4 |
-3 -2 |
-1 0 +1 |
+2 +3 |
+4 +5 +6 |
+7 и выше |
3 |
До -4 |
-3 -2 |
-1 |
0 +1 +2 |
+3 +4 |
+5 +6 |
+7 +8 |
+9 +10 |
+11 +12 |
+13 и выше |
4 |
До -8 |
-7 -6 |
-5 -4 |
-3 |
-2 -1 0 |
+1 |
+2 |
+3 +4 |
+5 +6 |
+7 и выше |
Интегральный индекс |
До -16 |
От -15 До -11 |
От -10 До -6 |
От -5 До 0 |
От +1 До +5 |
От +6 До +10 |
От +11 До +15 |
От +16 До +20 |
От +20 До +26 |
+27 и выше |
Для перевода сырого балла в стандартное значение (стен), нужно найти в строке нужную шкалу и двигаться по строке, до столбца с интервалом значений, в который попадает подсчитанный сырой балл. В первой строке найденного столбца (сверху) указан соответствующий стен.
Например, если сырой балл по шкале 1 равен +7, в строке 1 находим интервал 6-7. В первой строке данного столбца указано значение стена: 5.
Таблица 8.
Перевод сырых баллов в стены (женщины)
Шкалы (сырые баллы) |
стены |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
До 0 |
+1
|
+2 +3 |
+4 +5 |
+6 +7 |
+8
|
+9 +10 |
+11 +12 |
+13 |
+14 и выше |
2 |
До -14 |
-13 -12 -11 |
-10 -9 -8 |
-7 -6 |
-5 -4 -3 |
-2 -1 0 |
+1 +2 |
+3 +4 +5 |
+6 +7 +8 |
+9 и выше |
3 |
До -2 |
-1 0 |
+1 +2 |
+3 +4 |
+5 +6 |
+7
|
+8 +9 |
+10 +11 |
+12 +13 |
+14 и выше |
4 |
До -7 |
-6 -5 |
-4 -3 |
-2 -1 |
0 +1 |
+2 +3 |
+4 +5 |
+6 +7 |
+8 +9 |
+10 и выше |
Интегральный индекс |
До -12 |
От -11 До -6 |
От -5 До -1 |
От 0 До +5 |
От +6 До +11 |
От +12 До +16 |
От +17 До +22 |
От +23 До +28 |
От +29 До +34 |
+35 и выше |
В результате получения стеновых показателей уровень выраженности каждого свойства эмоционального интеллекта определяется следующим образом:
1-4 стен – низкий
5-6 стен – средний
7-10 стен – высокий.
Внутренняя согласованность шкал опросника определялась посредством корреляционного анализа на общей выборке испытуемых. Все шкалы опросника имеют значимые положительные взаимосвязи друг с другом и с интегральным показателем (общим баллом эмоционального интеллекта) (таблица 9).
Таблица 9.
Интеркорреляции шкал опросника МЭИ
шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Интегральный показатель |
1 |
1 |
0,37 |
0,26 |
0,29 |
0,682891 |
2 |
0,36 |
1 |
0,20 |
0,23 |
0,743536 |
3 |
0,26 |
0,30 |
1 |
0,25 |
0,613017 |
4 |
0,29 |
0,33 |
0,2 |
1 |
0,63472 |
Интегральный показатель |
0,68 |
0,74 |
0,61 |
0,63 |
1 |