Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ПОДБОР И АДАПТАЦИЯ / Когда кандидат спорит: техники отражения

Когда кандидат спорит: техники отражения


Мотивационное интервью_МазурикИз книги Леонида Мазурика "Мотивационное интервью"

Если кандидат перебивает Вас, спорит, раздражается, используйте технику отражения.

На языке психологов это называется сопротивлением беседе. Есть и другие признаки сопротивления: человек начинает проявлять невнимательность, пропускает или игнорирует Ваши вопросы, не дает на них ответов, упорно отрицает очевидные, казалось бы, факты, несерьезно относится к разговору, поверхностно шутит или перескакивает с одной темы на другую. Ответы типа «да, но…» – то же признак сопротивления. Кандидат вроде бы соглашается с Вами, но находит контраргументы, чтобы показать, что ему не подходит то, о чем Вы говорите. Все это мешает получить правдивую информацию от кандидата и составить о нем правильное представление.

Пример
HR: А что Вас беспокоит в работе?
Кандидат: Ничего меня не беспокоит.
HR: А как же Вы мотивировали менеджеров по продажам, если не платили им бонусы?
Кандидат: Да, что Вы мне все про бонусы?! Продажников можно мотивировать и по-другому – премиями по итогам квартала, скажем!

Чтобы правильно среагировать на сопротивление и избежать конфликта, применяйте технику отражения. Существует шесть разновидностей этой техники.

Техника 1. Простое отражение

Вы повторяете то, что сказал кандидат спокойным нейтральным тоном. Можно слегка перефразировать его слова.

Пример
Кандидат: Вообще, я не планирую менять свой подход к взаимоотношениям с подчиненными. Многие руководители считают, что надо общаться с ними жестко и бескомпромиссно, с позиции силы. Тогда будет результат.
HR: Вы полагаете, что отказываться от стиля общения с подчиненными, принятого Вами, не стоит, так как это не принесет Вам никакой пользы.

Техника 2. Усиленное отражение

Повторите сказанное кандидатом в слегка преувеличенной форме, но без сарказма или издевки.

Пример
Кандидат: Не понимаю, что так все озабочены этой мотивацией и лояльностью. Главное – поставить задачу сотрудникам и потом строго контролировать их.
HR: И все озабочены мотивацией и лояльностью без всякого повода. Потому что никчемные руководители.

Техника 3. Смещение фокуса

Вы как бы переключаете внимание человека на другой аспект, уводите собеседника от неконструктивного разговора о негативных вещах, задаете более спокойную тему. Таким образом, Вы уходите от сопротивления.

Пример
Кандидат: Какая бы корпоративная культура не была в компании, главное остается неизменным: подчиненные должны выполнять указания руководителя. И зачем тут разглагольствовать про какие-то нормы и ценности организации?!
HR: Вы меня подгоняете и опережаете. Мы сейчас с Вами говорили, что разные сотрудники по-разному реагируют на жесткие указания и что не везде принято постоянно отчитывать подчиненных. А к обсуждению того, что подчиненные должны выполнять любые указания руководства, мы еще не подошли.

Техника 4. Согласие со смещением

Вы соглашаетесь с клиентом, но немного смещаете при этом акцент, чтобы развить обсуждение темы.

Пример
Кандидат: Мои коллеги и собственники компаний, в которых я работал, часто говорили мне, что я слишком целеустремленный и готов идти к цели, ничего не замечая. Все цеплялись ко мне, говоря, что надо быть человечнее и считаться с людьми. Но как бы я тогда реализовал проекты?!
HR: Вы сейчас указали на важный момент. Возможно, и в самом деле дело не только в Вас. Чрезмерная жесткость в управлении – следствие не только Вашего поведения, но и тех, кто ждет от Вас эффективных действия и развития компании. Это проблема всего руководства организации.

Техника 5. Превратить негативную фразу, сказанную кандидатом, в позитивную (рефрейминг)

Вы предлагаете собеседнику положительное объяснение того, о чем он рассказывал, как об отрицательном опыте. Точка зрения на предмет меняется.

Пример
Кандидат: Однажды мой заместитель сказал мне, что чрезмерно нервничая и срываясь на подчиненных, я не только им порчу настроение, но и себе подрываю здоровье. Какой наглец!
HR: Наверняка, Ваш заместитель беспокоится о Вас. Но делает это в такой форме, которая Вас раздражает. Может быть, Вам стоило бы подсказать ему, как лучше говорить Вам, что он заботится о Вас.

Техника 6. Неожиданно принять сторону собеседника

Вы вдруг соглашаетесь с тем, что говорит Ваш собеседник, хотя очевидно, что фраза негативная или сказана в пику Вашим рассуждениям. Такой прием может подтолкнуть кандидата к глубоким размышлениям и оценке собственных установок, и как следствие, к формированию желания изменить их.

Пример
Кандидат: Топ-менеджеры на предыдущих работах давали мне понять, что я слишком скептически отношусь к использованию передовых цифровых и интернет-технологий для бизнеса. Но я в принципе согласен, что это нужно и полезно. И все же я за первичность работы реальной, а не в сети.
HR: Да, я понимаю о чем Вы хотите сказать. Действительно, возможно, Вам не стоит пытаться активизировать работу с интернетом. Может быть, это будет слишком сложно для Вас, особенно если Вы сами, как я понимаю, не очень настроены это делать.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей