В сентябре 2016 года компания Skincare запустила новый мотивационный проект для персонала – «Терраформацию» (terraforming – намеренное изменение климата планеты в состояние, пригодное для земной жизни). С тех пор все рабочие процессы проходят через этот интерфейс. Выглядит он как онлайн игра вроде «Стартрека» и «Войны Z». О том, как Терраформация изменила мир рядового сотрудника и что она сделает еще, читайте далее.
Игрофикация бизнеса – что это?
Принцип системы в следующем: включать в деловой, бытовой и любой другой процесс игровые элементы: от мозгового штурма до ситуаций со сложным сценарием и подключением дополнительных интерфейсов: приложений для смартфонов, компьютерных программ, виртуальных товаров и наград – к примеру.
Игра не просто разбавляет монотонный рабочий процесс. Она вдохновляет и поощряет. Сотрудник сильнее чувствует свою значимость, вовлеченность в работу. Он уже не просто менеджер, он - игрок, творец и создатель, а его миссия – уже не просто работа. Плюс такая система помогает абсорбироваться от проблем реального мира: иногда это просто необходимо, особенно в офисе.
Геймификация в форме онлайн игр для персонала появилась в 2010 –е. В США такую программу успешно реализовала IT-консалтинговая компания Bluewolf. В России одной из первых компаний, решившихся на масштабный проект такого формата, стала Skincare (прим. Skincare - международный производитель и поставщик индивидуальных средств защиты, в том числе и дерматологических решений).
Фаза анабиоза
Идею для «Терраформации» скинкеевцы подчерпнули на выставке ПИР в 2015 году. На экспозиции показали несколько кейсов, посвященных компьютерной геймификации. В их числе был электронный проект для мотивации менеджеров по продажам. В Skincare решили пойти дальше и создать онлайн игру для всех сотрудников.
*Трудность № 1. Где найти подрядчика. Компаний, готовых проделать такую работу (разработать и внедрить полноценную онлайн игру), а еще способных удовлетворить все запросы геймификатора, можно по пальцам пересчитать. Тем более в нашей стране, где браузерных бизнес игр практически нет. На поиск нужного подрядчика у Skincare ушло около трёх месяцев. Созданием онлайн игры занялась компания GameTrek.*
*Трудность № 2. Как объяснить сотруднику, что теперь работа – это игра (и наоборот). Внедрить геймификацию в компанию оказалось не просто. Что это такое по определению, понимали все. Но нюансов никто не знал, это и пугало. Большинство оказалось скептически настроенным к игре: сотрудники считали, что новая система направлена на снижение заработной платы и ужесточение контроля. Но «Терраформация» принесла совершенно противоположные результаты.*
Тему для геймификации выбрали быстро: игра точно должна быть о космосе (в компании любят всё космическое, это источник вдохновения). И еще про постапокалиптический мир. А Skincare должна играть роль защитника и реаниматора: это как нельзя лучше отразит ключевую деятельность компании. Так и появилась «Терраформация», браузерная игра с элементами космической стратегии. Сначала её протестировали «добровольцы» - специально созданная для геймификации рабочая группа сотрудников. И в сентябре 2016 года проект официально внедрили в общую рабочую среду: зарегистрировали профили всех коллег, загрузили информацию по отделам, должностям и обязанностям. Фаза анабиоза (как это называется в игре) завершилась, персонал очнулся от долгого сна и вступил в игру. Полет начался.
*Описание сюжета. Действие происходит в далеком-далеком будущем. Земля пережила крупную экологическую катастрофу, которая уничтожила все живое. Но планету можно спасти: еще есть шанс восстановить условия, пригодные для обитания земной флоры и фауны. Для этого нужно много трудиться, чем и занимается экипаж космического корабля Skincare. Каждый сотрудник здесь играет самого себя: он выполняет индивидуальные рабочие задания, которые помогут спасти планету в игре и решить бизнес-задачи масштаба компании в реальной жизни.*
Полёт
Игроки в «Терраформации» делятся на три категории:
- Личный состав – менеджеры и специалисты отделов;
- Командный состав – начальники отделов и департаментов;
- Руководящий состав – так называемый «Капитанский мостик», где находятся командир судна и его заместители.
У каждого члена экипажа своя роль. И свои задачи: их ставит руководство и другие сотрудники. За каждое выполненное задание сотрудники получают ресурсы: кристаллы, золото, серебро, дерево, нефть, металл и камень. Кристаллы выводятся из игры в качестве денежной премии. Остальные идут на «спасение» планеты, то есть используются как игровая валюта в «Терраформации». Потратить их можно в лавке призов на прокачку своего персонажа (то есть себя самого). Например, получить абонемент в фитнес-клуб, курсы повышения квалификации или изучение иностранного языка, билет в кино и даже право на опоздание (в Skincare очень строго следят за пунктуальностью сотрудников).
Плюс на ресурсы можно купить башни и обозначить с их помощью свою территорию (ведь каждому отделу, как команде, нужен свой клочок земли). Чем шире границы владений, тем больше получает команда дополнительных кристаллов. А их можно вывести из игры в денежном эквиваленте.
Рабочие задачи в «Терраформации» делятся на несколько категорий:
- KPI. Эти задания – основной функционал сотрудника. Как правило, их не может быть больше пяти. Они составляют 60% премии.
- Поручения. Их может быть бесконечное множество. 4-5 поручений приносят остальные 40% премии. Чем больше поручений выполнил сотрудник, тем выше строчку он занимает в рейтинге «Терраформации».
- Проектные задания. В Skincare существуют рабочие группы – бизнес-клубы, направленные на реализацию дополнительных и временных проектов. Задачи по ним в «Терраформации» оцениваются вне KPI и поручений.
Задания в игре даются сроком на 30-31 день, ресурсы за их выполнение начисляются в начале следующего месяца. Кто больше выполнил задач за этот период, у того больше ресурсов и выше строчка в рейтинге игроков. Эта таблица обновляется ежемесячно. Лидеры чарта получают дополнительные поощрения (например, удвоенную премию).
Миссия корабля
Зачем производителю профессиональных защитных средств понадобилось внедрять в бизнес процессы онлайн игру? На этот вопрос нам ответил HR-отдел Skincare.
Цель первая - мотивировать. Сейчас каждый в компании может зарабатывать больше, было бы желание. Тот, кто старался в предыдущем месяце, обязательно окажется в топе рейтинга и получит увеличенную премию. А еще «Терраформация» - это культурно-развлекательный стимул, и теперь сотрудники могут совмещать приятное с полезным.
Цель вторая - понять значимость сотрудников. Руководству нужно было оценить функционал каждого человека в компании. «Терраформация» прекрасно с этим справилась. Месячная рабочая карточка каждого сотрудника теперь отображается в системе. И видеть её могут не только начальники, но и рядовые менеджеры. Это помогает оценить весомость выполняемых задач одного специалиста и соотнести его загруженность с рабочим планом других. Проще говоря, через геймификацию видно, кто в компании самый занятой, а кому следует подкинуть еще несколько поручений.
Цель третья - стимулировать индивидуальное развитие сотрудников. В Skincare ценится личностное развитие человека, а не только его рост в рамках фирмы. Здесь считают так: чем больше увлечений у сотрудника за пределами компании, тем шире круг его компетенции. И выше шансы, что он предложит и внедрит в работу что-то новое и полезное. Поэтому в магазине игры есть абонемент в спортивную секцию, курс иностранного языка и другие «развивающие» товары. Получить их можно в обмен на ресурсы.
За шесть месяцев полноценной «Терраформации» удалось сделать многое по всем трем направлениям. Видно, что сотрудникам интересно: увеличилась включенность в рабочий процесс и жизнь компании. Стала понятна загруженность каждого члена команды. И те, кто действительно заинтересован в результате своего труда, кто выполняет задачи сверх своего плана и функционала, получает дополнительные денежные и мотивационные призы.
Приземление
Что будет дальше в «Терраформации», в Skincare говорят мало. Первая и самая главная потребность компании: перенести всю рабочую жизнь в игровое пространство. Сделать «Терраформацию» еще ближе к онлайн стратегии. То есть добавить новые элементы и инструменты: может, ресурсы и награды, а может – квесты и тактические сражения. План первых нововведений уже есть, и их начинают воплощать в жизнь.