На фоне политического кошмара, происходящего в нашей стране и неизбежно влияющего на бизнес, я подумала, а что мы можем противопоставить, чтобы удержаться на плаву? Как укрепить бизнес? Как справляться с абсурдными, практически цирковыми внешними условиями? А со стагнацией всего и вся? Причем справляться быстро, если и не без потерь, то с минимальными? И я снова вернулась мыслями к интеграции: мне кажется, сильная команда - та самая палочка-выручалочка, которая поможет пережить этот нелепый исторический этап.
Что такое интеграция? Философская энциклопедия даёт следующую трактовку: «Процесс развития, связанный с
объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Результатом процесса интеграции является целостность, объединение, соединение, восстановление единства».
Помню, когда лет десять назад на программах МВА заходил разговор о команде, крайне моден был Бэлбин с его ролями. И создавалось ощущение, что вот подбери только команду из нужных типов и как всё заработает! Потом пришел Адизес со своими PAIE - ролей стало меньше, удобнее). И я знаю массу бизнесменов, которые ролями в команде реально заморочились - тестировали, распределяли уже работающих сотрудников по типам, добирали недостающих. Но ведь смысл не в том, чтобы собрать под одной крышей разных людей, а в том, чтобы они могли работать вместе! Чтобы слышали друг друга и хотели не спорить, а взаимодополнять. Чтобы проблема решалась, а не забалтывалась. А вот этой частью как-то пренебрегли.
Кстати, об Адизесе. Он прекрасно объясняет, что такое интерграция, на пальцах
Не знаю, почему, но найти в России людей с профилем I - Интегратор, можете мне поверить, не так-то просто. Особенно, если мы говорим об интеграторе-лидере, способным объединить компанию. Несколько раз я закрывала вакансии Директора по интеграции, и, вынуждена признать, неудачно. Если остальные руководители не признают важности объединения, он мало что может сделать. Поэтому крайне важно: кто бы мы по свойствам ни были, если уж стали руководителем, средства объединения нужно знать и использовать.
Легче и проще всего объединять разное в единое с помощью инструмента под названием Круг. Пять лет назад я написала о нём
книгу. Круг - универсальный способ интеграции. Поверьте, я много всего пробовала, круг - самый доступный, позитивный и действенный.
С тех пор, как вышла книга, круги плотно вошли в жизнь и культуру многих компаний. Даже без моей помощи). Они используются и для обсуждения оперативных вопросов внутри отдела, и на больших стратегических сессиях, когда собирается вся компания. И даже в полувоенных организациях - таких, например, как авиакомпания.
Но сегодня не только про Круги - о них, я верю, книгу вы уже прочли. Ниже вся палитра инструментов наших партнеров – компаний, переходящих на интегральный стиль управления и «круглые команды». Надеюсь, вы сможете внедрить хотя бы часть. И обратите внимание: без первых четырех пунктов все остальные бесполезны).
ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ
- Понятная и разделяемая цель/цели (на год/квартал/месяц),
- Сквозные KPI,
- Командная оплата за общую цель/цели,
- Общее информационное поле,
- Общее комфортное пространство,
- Утренний заряд в кругах по понедельникам (помогает после выходных вернуть команду в рабочее состояние, при этом взяв в работу всё лучшее за выходные и придав энергии на задачи недели),
- Регулярные креативные летучки (идеи для улучшения процессов, результатов и повышения энергии);
- Чтение/обсуждение в Круге новой информации (усваивание информации 90% против 20% в обычной форме подачи),
- Обсуждение прочитанных книг с формированием плана реализации понравившихся идей (про книжный клуб подробно мы уже писали здесь),
- Утренние/вечерние летучки в Круге (настрой на день или подведение итогов дня),
- Принятие общего решения в Круге по конкретному вопросу (Круглая методика),
- Ежеквартальные Круги с партнерами/клиентами - обратная связь по текущему состоянию и предложения по улучшению товаров и услуг,
- Игры на объединение, улучшение командной работы,
- Игры на достижение/улучшение бизнес-показателей,
- Караоке (поем вместе),
- Совместные трапезы (обеды на работе, вылазки в кафе и пр.) - поверьте, ничто не объединяет так, как командное поедание вкусного,
- Приятные объединяющие традиции, с благодарностями и повышением значимости каждого в команде (в т.ч. поздравления),
- Совместный спорт,
- Совместное волонтерство (!),
- Отдых, пикники, ивенты (самых разных тематик, но обязательно чтобы в подготовке/проведении приняли участие все без исключения члены команды),
- Ротация сотрудников и руководителей,
- Пропаганда нужных нам ценностей: умения слышать, ответственности, доверия, уважения,
- Распределение в команде задач по способностям и желанию.
Как вы понимаете, лидирует процесс создания команды собственник/генеральный. Он обязательно участвует - ведь нет смысла создавать команду без себя, это не добавит бизнесу устойчивости)). А незаменимый помощник руководителя в этом процессе - HR-служба. И сам HRD, и менеджеры по компенсациям, по обучению, по внутренним коммуникациям. На их плечах - разработка правильной СОТ, построение самообучающейся организации, развитие коммуникационных каналов, единое и качественное информационное поле, объединяющие акции и ивенты. Если в вашей компании из всех инструментов интеграции пока только спартакиады и корпоративы, срочно присылайте ваших эйчаров к нам на курсы!
Да, и ещё. Очень прошу вас, никаких тренингов командообразования! Вложите в создание команды душу, и вы получите прирост бизнеса на падающем рынке.
Будут вопросы, пишите jc@hr-academy.ru,
удачи и сильной команды!
Ваша Чемеринская