Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Инструмент в работе коуча: Целеполагание

Инструмент в работе коуча: Целеполагание


Осознание цели должно предшествовать любой деятельности. Обстоятельства благоприятствуют тогда, когда деятельность целенаправленна. Само понятие человеческого счастья зависит от наличия и достижения цели. Принципы, рекомендации и советы по целеполаганию.

Целеполагание рассматривается, как один из процессов мышления, который необходимо формировать в ходе обучения. Предлагаем вам простой алгоритм обучения целеполаганию.

 

Алгоритм развития целеполагания у клиентов

Обычно цели устанавливаются на определенный период, поэтому полезно понаблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие.

 

1. Шаг первый.

Прояснение потребностей клиента - определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судьба может предоставить большее);

 

2. Шаг второй. Прояснение возможностей клиента - определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Выявить как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышления, например, "мозговой штурм", групповая работа и т.д.

 

3. Шаг третий. Помощь клиенту в принятии решения о том, что ему нужно Клиенту необходимо ответить на три ключевых вопроса:

  • Что является для него важным (прояснение ценностей)?
  • На какой риск он готов пойти (пределы и границы, влияющие на выбор)? Выяснение степени реальности в достижении целей и доли риска по формуле:

 

                             Возможные выгоды              Вероятность

                             в  случае удачи                    удачи

 Рискованность = ———————————      Х      ———————————

                             Возможные потери               Вероятность              

                             в случае неудачи                  неудачи

 

  • Как его решения повлияют на окружающих?

 

4.Шаг четвертый. Выбор Клиента и осознание ответственности за свой выбор.

 

5. Шаг пятый. Уточнение цели. Некоторые цели выражены в общем виде, как, например: "Я хочу больше рисковать в моей работе". Подобные утверждения настолько неопределенны, что они, вероятнее всего, так и останутся благими намерениями, если не будут конкретизированы. Для того чтобы подобную общую задачу можно было превратить в программу действий или в реальную цель, необходимо предложить ряд более конкретных шагов.

 

- определение иерархии целей (выяснить, что наиболее важно, что менее, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внутреннего конфликта, чувства бессмысленной деятельности); - определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);

 

6. Шаг шестой. Установление временных границ - установление временных границ индивидуально и зависит от "стартовых возможностей" личности (не "надорваться в начале пути); На распределение времени влияет много факторов, в том числе следующие:

  • Обычные требования работы.
  • Чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе.
  • Ожидания окружающих.
  • Личные надежды и стремления.
  • Чувство долга и уже взятые на себя обязательства.
  • Привычная практика.

 

Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успе-хами. В каждом из следующих примеров цель очень конкретна, поэтому понятно, как сле-дить за достижениями:

  • Снизить вес до 65 кг к Рождеству.
  • Прочитать эту главу к шести часам вечера.
  • Каждую неделю пробегать по пять миль.
  • За следующие двенадцать месяцев увеличить свой доход на 20%.

 

7. Шаг седьмой. Контроль своих достижений - контроль достижений (в меняющемся мире меняются условия и возможности. Необходимо вносить коррекцию).

  • Появляется обратная связь с эффективностью работы.
  • Возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели.
  • При неудаче возникает мрачное настроение
  • Создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.

 

Если клиент обнаружит, что его цели не достигнуты, используйте следующий вопросник для выяснения возможных причин:

  • Действительно ли ваши цели важны для вас? Цели, в которых действительно не заинтересованы, обычно не достигаются.
  • Реальны ли ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче.
  • Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания? Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что на преодоление препятствий не было приложено достаточно усилий.
  • Сохраняют ли ваши цели актуальность? Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.
  • Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? Без помощи и поддержки многие проекты обречены. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед.
  • Не слишком ли рано вы сдались? Во многих случаях люди "признают себя побежденными" слишком рано, тогда как настойчивость могла бы привести к успеху.

 

Принципы, которых следует придерживаться при целеполагании:

1. Краткосрочные цели — самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Цели устанавливаются для самого себя, а не для других (цели, которые можно реализовать самостоятельно, а не с помощью или с участием кого бы то ни было).

3. Следует четко разграничивать свои цели и цели других людей.

 

Источник: ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Государственный университет - Высшая школа экономики www.cpt21.ru, www.hrm21.ru

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей