Осознание цели должно предшествовать любой деятельности. Обстоятельства благоприятствуют тогда, когда деятельность целенаправленна. Само понятие человеческого счастья зависит от наличия и достижения цели. Принципы, рекомендации и советы по целеполаганию. 
Целеполагание рассматривается, как один из процессов мышления, который необходимо формировать в ходе обучения. Предлагаем вам простой алгоритм обучения целеполаганию.
 
Алгоритм развития целеполагания у клиентов 
Обычно цели устанавливаются на определенный период, поэтому полезно понаблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие.
 
1. Шаг первый. 
Прояснение потребностей клиента - определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судьба может предоставить большее);
 
2. Шаг второй. Прояснение возможностей клиента - определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Выявить как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышления, например, "мозговой штурм", групповая работа и т.д.
 
3. Шаг третий. Помощь клиенту в принятии решения о том, что ему нужно Клиенту необходимо ответить на три ключевых вопроса:
- Что является для него важным (прояснение ценностей)?
- На какой риск он готов пойти (пределы и границы, влияющие на выбор)? Выяснение степени реальности в достижении целей и доли риска по формуле:
 
                             Возможные выгоды              Вероятность
                             в  случае удачи                    удачи
 Рискованность = ———————————      Х      ———————————
                             Возможные потери               Вероятность              
                             в случае неудачи                  неудачи
 
- Как его решения повлияют на окружающих?
 
4.Шаг четвертый. Выбор Клиента и осознание ответственности за свой выбор. 
 
5. Шаг пятый. Уточнение цели. Некоторые цели выражены в общем виде, как, например: "Я хочу больше рисковать в моей работе". Подобные утверждения настолько неопределенны, что они, вероятнее всего, так и останутся благими намерениями, если не будут конкретизированы. Для того чтобы подобную общую задачу можно было превратить в программу действий или в реальную цель, необходимо предложить ряд более конкретных шагов.
 
- определение иерархии целей (выяснить, что наиболее важно, что менее, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внутреннего конфликта, чувства бессмысленной деятельности); - определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);
 
6. Шаг шестой. Установление временных границ - установление временных границ индивидуально и зависит от "стартовых возможностей" личности (не "надорваться в начале пути); На распределение времени влияет много факторов, в том числе следующие:
- Обычные требования работы.
- Чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие в работе.
- Ожидания окружающих.
- Личные надежды и стремления.
- Чувство долга и уже взятые на себя обязательства.
- Привычная практика.
 
Цели, содержащие направление действий, должны также указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли хорошо распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успе-хами. В каждом из следующих примеров цель очень конкретна, поэтому понятно, как сле-дить за достижениями:
- Снизить вес до 65 кг к Рождеству.
- Прочитать эту главу к шести часам вечера.
- Каждую неделю пробегать по пять миль.
- За следующие двенадцать месяцев увеличить свой доход на 20%.
 
7. Шаг седьмой. Контроль своих достижений - контроль достижений (в меняющемся мире меняются условия и возможности. Необходимо вносить коррекцию).
- Появляется обратная связь с эффективностью работы.
- Возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели.
- При неудаче возникает мрачное настроение
- Создается возможность переосмыслить избранную стратегию и спланировать новый метод действий.
 
Если клиент обнаружит, что его цели не достигнуты, используйте следующий вопросник для выяснения возможных причин:
- Действительно ли ваши цели важны для вас? Цели, в которых действительно не заинтересованы, обычно не достигаются. 
- Реальны ли ваши цели? Бывает, что люди устанавливают цели, которых почти невозможно добиться, а потом удивляются своей неудаче. 
- Вложили ли вы в достижение целей достаточно сил и внимания? Вполне достижимые цели могут быть не реализованы из-за того, что на преодоление препятствий не было приложено достаточно усилий. 
- Сохраняют ли ваши цели актуальность? Возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими. 
- Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? Без помощи и поддержки многие проекты обречены. Установление на ранних этапах работы взаимосвязей с окружающими помогает продвижению вперед. 
- Не слишком ли рано вы сдались? Во многих случаях люди "признают себя побежденными" слишком рано, тогда как настойчивость могла бы привести к успеху. 
 
Принципы, которых следует придерживаться при целеполагании: 
1. Краткосрочные цели — самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
2. Цели устанавливаются для самого себя, а не для других (цели, которые можно реализовать самостоятельно, а не с помощью или с участием кого бы то ни было).
3. Следует четко разграничивать свои цели и цели других людей.
 
Источник: ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Государственный университет - Высшая школа экономики www.cpt21.ru, www.hrm21.ru