Следующий доклад, про который хотелось бы рассказать в рамках обзора конференции по HR аналитике – «HR аналитика. Как помочь бизнесу управлять издержками и помогать развитию технологичности». С ним выступила Мария Качановская, Управляющий директор по персоналу дирекции по персоналу и организационному развитию компании «ЛокоТех».
О КОМПАНИИ
«Специфика нашей компании, – начала свой рассказ Мария, - в том, что мы строили аналитику от потребности производства. Вектор развития компании – поиск максимальной технологичности процессов, поиск максимального эффекта для бизнеса».
ЛокоТех занимается сервисом локомотивов на всей протяженности железных дорог. Это холдинг, в котором сосредоточены несколько направлений бизнеса: 9 локомотиворемонтных заводов, 90 сервисных локомотивных депо по всей России, около 250 производственных площадок, а также ряд компаний сателитов, которые так или иначе связаны с железнодорожным машиностроением. Общая выручка компании за 2019 год составила 117 млрд рублей.
HR в компании очень близок к бизнесу. Это связано с тем, что ремонтный бизнес является низкомаржинальным, доля расходов на персонал в общих расходах составляет значительную цифру. Приходится жестко контролировать бюджет, потому что любой перерасход ФОТ оказывает большое влияние на бизнес показатели. Дополнительную трудность составляет гибкое управление численностью, так как загрузка сотрудников на производственных площадках в течение года неоднородна и зависит от многих факторов. Много разных профессий, разная система оплаты труда – хозяйство получается довольно хлопотным. И для управления этим хозяйством используются разнообразные цифровые ИТ решения, которые так или иначе связаны с управлением персоналом и производством.
HR МЕТРИКИ И УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ С ДАННЫМИ
На слайде представлены основные метрики, которые используются в компании с 2015 года. Это те показатели, которые являются ключевыми для принятия решения об эффективности работы предприятия.
Зачем было что-то менять? С 2015 по 2020 год данные для метрик собирались из абсолютно разных информационных баз, в основном 1С, частично SAP, а в качестве консолидации использовался Excel. Но при большом объеме данных это достаточно трудоемкая работа, есть вероятность ошибок, срабатывает человеческий фактор, много вопросов к защите информации, невозможно всех заставить работать в одинаковых формах даже в защищенных листах и книгах.
Поэтому в 2020 году был выбрана система Power BI как инструмент для консолидации и визуализации данных, которые хранились во внешних источниках. При этом данные из этих источников тянутся напрямую в BI, без дополнительных выгрузок и загрузок отчетов в промежуточные системы. То есть ручные корректировки полностью исключаются. Это дополнительно позволяет отслеживать ошибки, например, в 1С после настроенной интеграции в случае некорректно подтянутых данных.
Ниже представлены примеры дашбордов, которые получились в итоге. Здесь можно посмотреть основные метрики по 90 депо и динамику к прошлому году. Очень удобно настроены системы фильтров для отображения информации (по подразделениям, по периодам и так далее).
Отчет состоит минимум из 4-х блоков, они обновляются по заданному расписанию, примерно 2 раза в месяц. Можно смотреть факт, прогноз, есть возможность синхронизации этих срезов, то есть, если задать один раз определенный отбор, все дашборды перестраиваются. По уровню детализации можно смотреть по компании, по региональным управлениям и по каждому предприятию отдельно.
АНАЛИТИКА ДЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Выстроив процессы, связанные со сбором и визуализацией показателей, управление оплаты труда формирует подобного вида аналитику для менеджмента, которая используется для принятия управленческих решений. Текстовая часть с выводами и рекомендациями на дашбордах пока не появляется автоматически, это работа экспертов и аналитиков.
На основании представленной аналитики строятся рейтинги эффективности предприятий в части работы с персоналом. В общей оценке эффективности работы предприятия этот показатель занимает 25%. Все обычно очень ждут этих рейтингов и они сильно мотивируют предприятия холдинга для дальнейшего развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Что дала реализация данного проекта? Налаженная и визуализированная отчетность, которая есть в общем доступе, становится единой, стандартной, регулярной и доступной руководителям всех уровней. Таким образом, повышается вовлеченность руководителей в принятие управленческих решений, связанных с персоналом. Плюс появляется соревновательный эффект, так как любой руководитель может сравнить свои показатели с соседним предприятием, как в своем, так и в других регионах.
Сократилось время экспертов, которое ранее тратилось на консолидацию и обработку данных в Excel. Появилось больше времени на прогнозирование и разработку мероприятий для повышения эффективности работы персонала. Таким образом, выросла эффективность работы всей HR службы.
В дальнейшем планируется развитие системы аналитики, улучшение структуры данных, подключение к данной системе всех заводов и еще большее вовлечение руководителей, чтобы они активно использовали данный инструмент.
Специально для HR-Академии, Оксана Рыбакова, Руководитель направления Отдела мотивации и льгот Московский кредитный банк