Не раз приходилось сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов о том, что обладатель красивого каллиграфического почерка - хороший сотрудник. Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким умом и отрицательными личностными качествами».
Так ли это на самом деле? Действительно ли «почерк отличника» - свидетельство «хорошего работника" (подчиненного, руководителя), и - наоборот?
В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И.Гольдберг уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка. Она пишет: «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью. Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке) – не здорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика почерка, – отражает проявление усиленного Супер-Эго, нашего «Идеального Я» в ущерб индивидуальности и самобытности человека. К чему это приводит? К усиленному самоконтролю, четкому следованию инструкциям и правилам, шаблонному, стереотипному восприятию и мышлению.
С одной стороны, люди, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты с большой буквы, ответственны, стремятся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди.
Вроде бы отличные качества для работника. Но у всего этого есть и оборотная сторона медали. И с другой стороны - эти люди зажимают в себе проявление самобытности, индивидуальности (нестандартные задачи поставят их в тупик, как и необходимость разрулить возникшую ситуацию).
Поскольку стабильность, потребность к перестраховке страх оступиться – для них важнее всего, то настолько же чужды и неприятны для них будут любые моменты неопределенности или необходимости принятия самостоятельного решения, проявления инициативы.
Им крайне важна оценка со стороны (авторитеты имеют для них огромное значение, при этом они обидчивы и ранимы, чувствительны к критике в свой адрес), все свои и чужие действия соизмеряют с жесткими нормами и правилами поведения (очень критичны по отношению к другим людям, завышают планки (идеализм, незрелость личности), им трудно быть снисходительными, терпимыми к недостаткам окружающих).
Многие руководители делают большую ошибку, думая, что такой «оловянный солдатик» или «отличник-исполнитель», который был на своем месте и справлялся с нехитрыми правилами и функциями «на отлично», будет отлично справляться или функционировать на более высокой, ответственной или самостоятельной должности, требующей проявления инициативы, Личности, гибкости, импровизации, креатива или лидерства в управлении.
«Каллиграфы» также испытывают трудности в адаптации, так не обладают необходимой для этого гибкостью. Жесткий самоконтроль приводит к накоплению отрицательных эмоций, которые периодически выплескиваются на окружающих, когда «терпение кончилось», либо приобретают застойный характер и проявляются в виде психосоматических расстройств здоровья.
Стрессоустойчивость таких людей тоже небезгранична. Не умея расслабляться как физиологически, так и психологически, а этот процесс крайне важен для восстановления затраченных усилий, они держат удар, пока хватает энергетических резервов, постепенно истощая их.
Излишний перфекционизм сдерживает их от проявления инициативы, смелости, решительности (они крайне опасаются совершить ошибку, сделать что-то не так, перестраховываются по любому поводу).
С точки зрения стандартных компетенций, можно сказать, что сильные стороны человека, обладающего каллиграфическим (или близким к нему аккуратным, «прописным», стандартным письмом) являются:
- ответственность
- ориентация на качество
- нацеленность на результат
- тактическое планирование и организация процесса
- анализ проблем.
Слабые же стороны заключаются в сниженном уровне, либо отсутствии:
- адаптивности
- позитивного мышления, легкости и непосредственности
- инновационного и коммерческого мышления
- системного мышления (умение отделять главное от второстепенного)
- инициативности, смелости
- гибкости и ассертивности
- лидерства.
Что же касается межличностных навыков (межличностное понимание, работа в команде, построение взаимоотношений), то они носят, как правило, формальный характер.
Таким образом, принимая на работу сотрудника с правильным, каллиграфическим письмом, Вы обезопасите себя в плане исполнительности данного человека, ответственного отношения сотрудника к выполнению своих обязанностей. Однако не ждите от него инициативы, креативности, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия и перестраивать свою линию поведения сообразно им (что бывает крайне важно в кризисные времена).
Вспомните школьных «круглых отличников»: оценка «отлично» - прежде всего оценка четкого исполнения четко определенных заданий, умение соответствовать и исполнить, вот за что ставится высший балл в школе и институте.
Если Вы думали, что «отлично» - означает «отличие» или «индивидуальность», Вы ошибались. Именно «синдромом отличника» объясняется огромное несоответствие количества «подающих большие надежды» краснодипломщиков – количеству действительно реализованных, ярких и успешных личностей в условиях реальной жизни (почерк которых весьма далек от каллиграфичного).
*Описанные выше характеристики носят только тенденциозный характер, произвести профессиональную оценку почерка и указать степень проявления тех или иных личностных качеств может только профессиональный эксперт.
Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук,Институт графологии Инессы Гольдберг