Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности

Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности

По мотивам прочтения  книги Джона Уитмора

Coaching for Performance: Growing Human Potential and Purpose -

одного из главных источников информации о философии и методологии коучинга


Коучинг, некогда известный как методика спортивных тренеров, давно покинул пределы спорта. Сегодня коучи помогают своим клиентам в самых разных сферах – от совершенствования профессионального мастерства и повышения производительности труда до развития разнообразных навыков, необходимых в повседневной жизни. Чем бы вы ни занимались, коуч поможет вам научиться делать это еще лучше. Автор книги – признанный авторитет в этой новой области знаний, человек необычной судьбы, бывший в молодости профессиональным автогонщиком. Его книга, выдержавшая уже четыре переиздания, внесла огромный вклад в развитие коучинга.


Коучинг как путь к эффективности


Подобно тренеру в профессиональном спорте, коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал, чтобы с максимальной эффективностью справляться со стоящими перед ним задачами. Коуч не учит, а помогает учиться. Процесс коучинга состоит из следующих этапов: планирование, решение проблем, анализ результатов и приобретение навыков. Словно ребенок, который учится ходить самостоятельно, человек с помощью коуча учится самореализации. Коуч не обязан глубоко разбираться в специальных областях бизнеса, зато он должен виртуозно владеть приемами и методами коучинга.


Цель коуча – раскрыть внутренний потенциал человека, указав ему путь к совершенствованию. Коуч помогает клиенту обрести прочную веру в себя. Он не столько обучает, сколько предлагает свою помощь в максимально полной актуализации природных способностей человека. Если руководитель берет на себя роль коуча подчиненных, ему следует изменить стиль своего поведения и стать более чутким и отзывчивым. Типичный для большинства менеджеров стиль управления находится по степени авторитарности где-то между открытым диктатом и той или иной формой принуждения. Коучинг требует совсем иного подхода. Руководитель в роли коуча должен задавать подчиненным вопросы, размышление над которыми подскажет им, как лучше выполнять задачи. Коуч помогает всесторонне проанализировать основные аспекты проблемы и выбрать направление, в котором человеку следует действовать, чтобы ее решить.


Как можно определить, что для руководителя пришло время прибегнуть к коучингу? Чаще всего такая необходимость возникает в ситуации, когда подчиненным нужно обязательно усвоить определенные знания или когда важно получение нужных результатов. Сегодня работники ожидают (и даже требуют) гораздо большей свободы в принятии решений, чем раньше. Однако чем больше у них самостоятельности, тем выше их ответственность. Коучинг идеально отвечает этой новой парадигме трудовых отношений: он повышает производительность труда и позволяет работнику брать на себя дополнительные обязанности, а значит, и дополнительную ответственность.


Интеллектуальное развитие и воспитание ответственности


Эффективный коучинг улучшает понимание человеком окружающей реальности. Благодаря коучингу возрастает ясность мышления, умение сосредоточивать внимание и отделять главное от второстепенного. В спорте талантливые тренеры помогают спортсменам лучше чувствовать свое тело – тогда его можно заставить лучше работать. А в бизнесе коучи помогают профессионалам лучше понимать как других людей, так и особенности собственного мышления, чтобы научиться более остро чувствовать любую ситуацию и направлять свои усилия именно туда, где они будут максимально результативными.


Задача коуча – развить у человека такие интеллектуальные качества, как психологическая восприимчивость и чувство личной ответственности. Коуч не обучает особым методам и приемам работы, не дает советов и не решает проблем, а помогает постичь нечто важное. Он должен быть человеком терпеливым и понятливым, беспристрастным (но не безразличным), внимательным, умеющим слушать и запоминать. Какие-то специализированные навыки и знания, опыт и авторитет не имеют при этом особого значения.


Правильные ответы на правильные вопросы


Коуч помогает клиенту раскрыть свои внутренние возможности, продуманно задавая ему вопросы. Например, в футболе известно правило “Всегда смотри на мяч”. Но как его сформулировать, чтобы оно действительно помогло футболисту играть лучше? Вопросы типа “Следишь ли ты за мячом во время игры?” или “Почему ты не следишь за мячом?” вынудят человека занять оборонительную позицию. Правильные с точки зрения результативности вопросы могут быть, например, такими: “В какую сторону вращается мяч, когда он к тебе летит?”; “Мяч вращается быстрее или медленнее после того, как ударяется о траву?”; “С какого расстояния ты способен заметить, как вращается мяч?”. Именно такие вопросы учат футболиста сосредоточивать внимание на мяче. Они не предполагают оценочного суждения. Правильные вопросы составлены таким образом, что заставляют человека критически анализировать свои действия, и этот самоанализ тренер использует для формирования у спортсмена нужных навыков.


В бизнесе коучам следует строить свои расспросы по тому же принципу: “Какая ситуация представляет для вас самые большие трудности?”, “Если повысить цены, то как отреагируют клиенты?” Конкретные вопросы требуют конкретных ответов. Содержание этих ответов не представляет интереса для коуча. Его цель – заставить человека выделить и проанализировать главное в определенной ситуации, чтобы лучше ее понять и осознать личную ответственность за результат. Проводя коучинг, начинайте вопросы с местоимений “что”, “где”, “когда” и “сколько”. Расспрашивайте человека о той области, которая его живо интересует. Внимательно вслушивайтесь в ответы. Избегайте осуждающих вопросов вроде “Ну и кто же надоумил вас так поступить?” Следите за голосом, мимикой и жестикуляцией. Ваша задача – слушать, слышать, наблюдать и понимать.


Формула коучинга


Начинайте беседы с вопросов общего характера, постепенно углубляясь в подробности. Представьте, как рассматриваете какой-нибудь объект сначала невооруженным глазом, затем через увеличительное стекло и, наконец, через микроскоп. Вникая в отдельную ситуацию, спрашивайте: “Какие, на ваш взгляд, она будет иметь последствия?”; “Какими критериями вы руководствуетесь в своих действиях?”; “Представьте, что разговариваете с самым умным из всех известных вам людей. Что бы он вам посоветовал?” или “Что бы вы сами посоветовали коллеге, попавшему в аналогичную ситуацию?”. Оптимальная последовательность вопросов строится следующим образом.

  • Постановка целей. Стандартный вопрос для этого: “Чего вы хотите в итоге достичь?” Различайте конечные цели (“стать коммерческим директором”) и рабочие (“продать 100 программных лицензий”). Человек в силах управлять рабочими целями, но не конечными. Цели, которые он ставит, должны быть конкретными, выраженными в цифрах, непротиворечивыми, реалистичными, иметь четкие сроки достижения. Эти цели должны быть понятными и актуальными. Формулировать их следует в утвердительной форме. Цели должны быть непростыми для достижения, юридически приемлемыми и этичными. Обязательно фиксируйте их в письменном виде. Наконец, осуществление этих целей не должно вредить экологии.

  • Оценка ситуации. Цели, поставленные без учета текущей ситуации, нереалистичны. К их постановке необходимо подходить объективно и непредвзято. Для адекватной оценки ситуации расспросите клиента, какими параметрами этой ситуации он в силах управлять и что он уже предпринял. Завершите формирование у него целостной картины, обсудив результаты, к которым привели его действия. Нередко такие расспросы ведут к озарению и заставляют человека воскликнуть “Эврика!”.

  • Продумывание вариантов. Перечислите все возможные варианты действий. Их перечень не следует ограничивать. Проанализируйте “за” и “против” каждого из них.

  • Выбор действий. Вопросы о том, кто, что и когда должен предпринять, а также есть ли у человека достаточно сил на это, обсуждаются на заключительном этапе, на котором коуч и его клиент переходят от обсуждения вариантов к формулировке решения. Клиент должен объяснить, что он собирается сделать, а не что мог бы сделать в принципе. Другие вопросы, которые нужно обсудить: “Когда именно вы собираетесь это предпринять?”; “Поможет ли это достичь вашей цели?”; “Что может вам помешать?”; “Какие еще факторы нужно учесть?”. Задача данного этапа – подтолкнуть человека к определенным шагам. Попросите его оценить по 10-балльной шкале свою уверенность в правильности выбранного шага. Оценка ниже восьми баллов говорит о неготовности действовать.


Этапом, на котором принимается решение об осуществлении определенных шагов, цикл коучинга завершается. Не устанавливайте никаких критериев результативности для своих клиентов: они должны это сделать самостоятельно. Стандарты, установленные ими самими, наверняка будут более строгими, чем те, которые предложили бы вы.


Эффективно проведенный коучинг помогает разобраться в ситуации, овладеть новыми знаниями, научиться получать удовлетворение от достигнутых успехов и выбрать путь к самосовершенствованию. Составляющие успешного коучинга – не только познание нового, но и удовольствие от этого познания. Коучу следует сформировать у клиента итоговое состояние “осознанной компетентности”, а для этого нужно внимательно наблюдать за его действиями. Такой внимательный взгляд со стороны стимулирует процессы обучения и самореализации. Так, если руководитель хочет помочь подчиненному составить отчет, ему следует затронуть в беседе с ним следующие вопросы: “С какой целью нужно составлять этот отчет?”; “Хорошо ли согласуется с этой целью черновой вариант отчета?”; “Какие еще моменты стоило бы в нем отметить?”. В такой ситуации работнику будет легче оценить себя объективно и сделать надлежащие выводы.


Коучи также помогают людям подготовиться к преодолению трудностей. Для этого используется метод предвосхищающего планирования. Например, тренер может сказать бейсболисту: “После следующей подачи я спрошу, какое движение тебе было сложнее всего выполнять”. Благодаря этому вопросу игрок сосредоточится на определенных аспектах будущего события, чтобы извлечь нужную информацию. В ситуации бизнеса это может быть вопрос типа “Какие препятствия могут возникнуть на пути к цели?” или “Что в данном случае беспокоит вас больше всего?”.


Препятствия и преимущества


Люди часто опасаются всего нового, незнакомого и нетрадиционного, поэтому главной проблемой для коуча становится поиск подхода к индивидам, которые упорно сопротивляются коучингу. Внедряя коучинг в организации, будьте готовы ответить на следующие возражения и замечания:

  • “Наша корпоративная культура этого не приемлет”. Обычный аргумент ретроградов: “У нас раньше такого не было, зачем нам это теперь?” Но ведь до 1980-х годов у сотрудников не было даже компьютеров. Организация, коллектив которой сопротивляется переменам, обречена: постоянные перемены – самая стабильная черта современного делового мира.

  • “Это просто очередная причуда руководства”. Нововведения, помогающие повысить продуктивность работы, не всегда бывают капризом начальства.

  • “У меня нет времени на коучинг”. Если руководитель ничего не успевает, значит, его подчиненные ему не помогают. Коучинг как раз сможет решить эту проблему.

  • “Наши люди не способны работать без указки”. Если это действительно так, то именно коучинг поможет им преодолеть опасную склонность такого рода.

  • “Все решат, что я спятил”. Они перестанут так думать, как только увидят результаты коучинга.

  • “Я не буду знать, какие задавать вопросы”. В коучинге нет ничего таинственного. Не надо ничего усложнять – просто придерживайтесь описанной выше формулы.

  • “Зачем вообще что-то менять?” Вам и в самом деле неинтересно, как повысить продуктивность работы в компании?


Основные преимущества, которые коучинг может дать организации:

  • Рост производительности труда, профессиональное и личное развитие персонала. Люди учатся ставить цели и достигать их.

  • Облегчение процесса организационного обучения. Коучинг помогает сделать этот процесс более интенсивным.

  • Повышение общего качества жизни сотрудников. Тот, кто добивается лучших результатов, получает более глубокое удовлетворение от жизни в профессиональном и  личном плане.

  • Снятие части нагрузки с руководителей. Прошедшие коучинг сотрудники будут готовы брать на себя дополнительную профессиональную ответственность.

  • Эффективное использование персонала и ресурсов. Коучинг поможет раскрыть скрытые способности сотрудников.

  • Более оперативное реагирование на кризисные ситуации. Человек, который не боится брать на себя ответственность, не станет медлить во время кризиса.

  • Адаптация к переменам. Персонал, прошедший коучинг, намного легче адаптируется к новым условиям работы.

  • Укрепление мотивации персонала. Современный бизнес переходит от старой административно-командной парадигмы управления к новому стилю руководства, основанному на принципах коучинга. Метод кнута и пряника больше не работает. Коучинг мотивирует сотрудников и помогает воспитывать новых лидеров.

  • Приобретение ценных навыков. Уже в ближайшем будущем при найме руководителей предпочтение будет отдаваться кандидатам, владеющим навыками коучинга.


Об авторе

Джон Уитмор – бывший автогонщик, завоевавший множество престижных наград и титулов в 1960-х годах, коуч с мировым именем. Его классическое руководство по коучингу переведено на 22 языка.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей