Тема карьерного консультирования сегодня крайне актуальна по двум причинам.
Во-первых, основным мотивом своего увольнения сотрудники называют отсутствие перспектив карьерного развития.
Во-вторых, возможности карьерного роста стоят на первом месте в списке основных мотиваторов сотрудников.
На прошедшей на прошлой неделе конференции TALENT MANAGEMENT FORUM 2019 Денис Рощин, эксперт в области карьерного и лидерского развития (МИРБИС, ВШЭ, СКОЛКОВО), поделился глобальным обзором темы карьерного консультирования. А о работе своих компаний в области карьеры сотрудников рассказали Марина ГРИДНЕВА, руководитель направления развития талантов региона Евразия, Валерия АРИСТОВА, руководитель направления повышения эффективности процесса подбора и развития персонала компании Danone и Валерия Железняк, руководитель блока T&D в Rusatom Overseas (международный дивизион ГК «Росатом»). Их кейсы вы увидите в отдельных постах чуть позже.
А пока - важнейшая, на наш взгляд, часть из выступления Дениса Рощина о карьерном диалоге.
ИНСТРУМЕНТЫ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ
Чтобы помочь сотрудникам в карьерном развитии, работодатели сегодня используют множество инструментов:
- Дни карьеры
- Кадровый резерв
- Внутренние конкурсы
- Программы преемственности
- SHADOWING
- Стажировки
- Карьерные матрицы функций
- Мастер-классы по карьере
- Вебинары и видеокурсы по построению карьеры и т.д.
- Внутренние стартап-проекты компании
Но! Среди многообразия инструментов не хватает одного наиважнейшего. А именно – диалога! Обычного диалога между сотрудником и руководителем, сотрудником и HR. Большую часть увольнений можно было бы предотвратить с помощью правильного выстроенной коммуникации по вопросам карьерного планирования.
Для чего сотрудникам нужны карьерные диалоги?
Сотрудникам было бы интересно в ходе карьерных диалогов получать признание своих навыков и заслуг, узнавать о возможностях карьерного роста, получать ответы на актуальные вопросы, например:
Почему руководители и HR не говорят с сотрудниками?
Причины могут быть разные:
- Руководители не умеют проводить карьерные диалоги, опасаются показаться некомпетентными, не считают это своей функцией, боятся перегрузиться дополнительными обязательствами, реально не видят возможностей для карьерного роста своих подчиненных и не знают, что могут сказать в ходе такого диалога.
- HR тоже не умеют проводить диалоги, не видят возможностей для роста сотрудников; кроме того, эйчары не понимают, как продать руководителю идею отпускать сотрудников, когда в ходе карьерного диалога выясняется, что у сотрудника есть дополнительные возможности для развития за пределами его отдела/департамента. А ещё важным для HR становится вопрос конфликта ролей: кто же все-таки должен заниматься карьерным консультированием? HR или отдельное подразделение? Или сам руководитель?
Right Management / ManpowerGroup2015
Какие разделы нужно изучить для карьерного консультирования
Дополнительные каналы ведения диалогов
Помимо руководителя и HR к карьерному диалогу можно привлекать менторов и карьерных консультантов, самое главное - не оставлять сотрудников наедине с собой и инструментами карьерного развития.
ЛИНИЯ КАРЬЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ СОТРУДНИКОВ
Стандартная линия поддержки сотрудников выглядит так:
При такой схеме после изучения возможностей на платформе/портале или в других источниках сотрудник разговаривает со своим руководителем, и даже если разговор не получится, не останавливается, а движется дальше. Если руководители и HRы не уверены в своих компетенциях для проведения карьерных диалогов, они могут пройти обучение технологиям карьерного консультирования.
Спорные моменты по карьерному консультированию
В конце панельной сессии аудитория форума обсудила 2 вопроса:
1. Кого нужно обучать карьерному консультированию в первую очередь – руководителя или HR?
2. Место карьерного консультирования в организационной структуре – T&D или отдельное подразделение?
По первому вопросу 60% аудитории выбрали HR и обозначили основные преимущества обучения HR: хорошее понимание технологий и инструментов, возможность продать идею руководителю, возможность обучить руководителей, бюджетный вариант обучения. 40% аудитории, отдавшей голоса за обучение руководителей, сослалась на осознанность руководителей, высокую ценность для сотрудников диалога именно с руководителем, лучшее понимание потребности сотрудника.
По второму вопросу большинство голосов было отдано за то, чтобы функция карьерного консультирования оставалась в рамках подразделения T&D.
А вы что думаете?:)
Репортаж с конференции TALENT MANAGEMENT FORUM 2019. Winter Session специально для HR-Академии подготовила Александра Глек, руководитель практики Консалтинг, AXES Pro