Из книги Питера Сенге | Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации
В современном мире традиционные иерархические компании обречены на вымирание, будущее — за обучающимися организациями, в которых люди не просто механически исполняют приказы, а активно участвуют в процессах целеполагания, планирования и обучения.
Обучающиеся организации возможны потому, что все мы любим учиться. Можно сказать, что в наши дни деловое сообщество всего мира постигает премудрости совместного обучения и постепенно превращается в глобальную обучающую организацию. Но выстроить их не возможно, не развивая системное мышление.
Cистемное мышление
Пятой дисциплиной обучающейся организации является системное мышление. Без него все остальные умения и знания останутся разрозненными теоретическими приемами. Системный подход напоминает нам, что целое — это нечто большее, чем сумма его частей. Мечта, не опирающаяся на системное мышление — всего лишь радужная картинка будущего успеха, но не понимание того, какие силы способны обеспечить ее реализацию. Системное мышление, в свою очередь, нуждается в новом видении, интеллектуальных моделях, умении организовывать групповое обучение и поощрять личное мастерство. Общее видение культивирует преданность делу, интеллектуальные модели помогают преодолевать зашоренность восприятия мира и способствуют открытости ума, групповое обучение развивает стремление к коллективным целям, а совершенствование личности подразумевает постоянное обучение и активное отношение к миру.
Системное мышление позволяет видеть, что наши проблемы — не результат чьих-то усилий и ошибок, а следствие наших собственных действий, и дает возможность найти выход из самого сложного положения и изменить реальность.
Сущность системного мышления
Сущность системного мышления заключается в том, чтобы:
– видеть взаимозависимости, а не линейные цепочки причинно-следственных связей;
– видеть процессы изменений, а не статичные состояния.
Системное мышление показывает, как разные действия могут усиливать или уравновешивать друг друга. Оно учит распознавать типы «структур», способных самовоспроизводиться: структура гонки вооружений в принципе ничем не отличается от войны гангстерских групп за влияние в районе и от рекламной войны производителей потребительских товаров, сражающихся за долю рынка. Помогая нам различать структурные закономерности, порождающие те или иные события, системное мышление в конечном итоге упрощает жизнь. Для системного мышления является аксиомой то, что всякое влияние есть одновременно и причина, и результат.
Рассмотрим очень простую систему — наполнение стакана водой. Кто-то может подумать: «Это не система — все слишком просто», и будет неправ. В соответствии с линейной точкой зрения мы говорим: «Я наполняю стакан водой». Но, наполняя стакан, мы следим за «разрывом» между действительным уровнем воды и нашей целью («желаемым уровнем воды»). Когда поверхность воды приближается к нужному уровню, мы прикрываем кран и уменьшаем струю, а когда стакан полон, мы закрываем кран совсем. Наполняя стакан водой, мы фактически управляем системой «регулирования струи», включающей пять переменных: нужный уровень воды, реальный уровень воды, разрыв между этими уровнями, положение крана и напор струи. Эти переменные связаны циклом причинных зависимостей, называемых «обратная связь». Система обратной связи действует непрерывно и обеспечивает наполнение стакана водой.
Как читать (составлять) системную диаграмму
Системное мышление начинается с того, что вместо линейных связей мы начинаем видеть циклы влияния. Это первый шаг к выходу из реактивно-механического состояния ума, порождаемого «линейным» мышлением. Каждый цикл — это отдельная история. Наблюдая за направлениями влияния, можно выявить самовоспроизводящиеся шаблоны действий, которые ведут к ухудшению или улучшению ситуации. Из любого элемента ситуации выходит стрелка, обозначающая влияние на другой элемент.
Стрелка идет от «положения крана» к «струе воды». Любое изменение в положении крана меняет напор воды. Но ни одна стрелка не существует в изоляции.
Можно начать с любого элемента и переходить от действия к действию, двигаясь при этом по кругу, как поезд игрушечной железной дороги.
Я установил положение вентиля, который регулирует силу струи, изменяющей уровень воды в стакане. Стакан наполняется, и разрыв между реальным и нужным уровнем изменяется. Одновременно я меняю положение крана, что изменяет напор воды и т. д.
Чтение диаграммы обратной связи должно вести к пониманию хода событий: как структура создает схему поведения (а в сложных системах — несколько схем поведения) и как можно на эту схему поведения воздействовать.
Блоки системного мышления
Концепции обратной связи и задержки являются главными элементами описания всевозможных систем, с которыми мы вновь и вновь сталкиваемся в жизни. Существует два вида обратной связи: усиливающая и уравновешивающая.
Усиливающие (или расширяющие) процессы обратной связи служат двигателями роста. Где бы мы ни столкнулись с наличием роста, можно быть уверенными, что здесь работает усиливающая обратная связь.
Классическим примером является «нефтяной кризис». Кто-то сказал, что ожидается дефицит бензина, и люди мчатся на автозаправку, чтобы залить баки. Если на заправке возникнет очередь, все убедятся, что кризис уже наступил. Начинается паника и покупка бензина впрок. Опасаясь того, что и на заправке бензин может кончиться, водители начинают дозаправляться, как только бак опустеет всего на четверть.
Усиливающая обратная связь может иметь и положительный эффект: многие процессы способны ускоренно развиваться в желательном направлении. Спираль положительной обратной связи — обязательный компонент сбыта любой удачной продукции: довольный покупатель рассказывает о своей удаче, ему верят, покупают, другие довольные покупатели продолжают хвалить и так далее. Так было с первой моделью «фольксвагена» и японской техникой.
Уравновешивающую (или стабилизирующую) обратную связь мы находим везде, где есть поведение, ориентированное на достижение цели. Если цель в том, чтобы не двигаться, тогда уравновешивающая обратная связь будет действовать как ремни безопасности в автомобиле. Если цель в том, чтобы двигаться со скоростью 60 километров в час, уравновешивающая обратная связь вынудит вас довести скорость до 60, но не более.
Примеров уравновешивающей обратной связи великое множество, и они встречаются везде, где имеется цель. Такие сложные системы, как тело человека, содержат тысячи процессов уравновешивающей обратной связи, которые приводят организм в состояние готовности отразить внешнюю угрозу: поддержание стабильной температуры тела, обеспечение заживления ран и адаптация зрачков к условиям освещенности.
Наличием бесчисленного множества равновесных процессов организации и другие социальные системы напоминают живой организм.
Процесс производства и снабжения постоянно корректируется в соответствии с объемом заказов на готовую продукцию; цены меняются в ответ на изменение спроса и давление конкурирующей продукции; объем кредитных ресурсов варьируется в соответствии с финансовыми потребностями и величиной кассовых остатков.
Многие процессы обратной связи работают с задержками, так что последствия действий проявляются только постепенно. Задержки могут дестабилизировать систему, сорвать все планы, если мы не будем их предвидеть.
Во всех системах, образуемых людьми, существуют задержки между действиями и их последствиями. Мы вкладываем сегодня, а пожинаем плоды в будущем. Мы сегодня принимаем человека на работу, но могут потребоваться месяцы, чтобы он начал приносить пользу. Мы вкладываем ресурсы в новый проект, зная, что он если и окупится, то лишь годы спустя.
Важно помнить, что если система обратной связи работает с задержкой, то чрезмерно энергичные действия дают эффект, обратный ожидаемому. Вместо того чтобы быстро достичь цели, вы получите нестабильность и колебания.