Елена Тихомирова из компании Живое обучение в этом посте рассказывает об ошибках в восприятии дистанционного обучения, которые мешают сделать классные e-learning проекты. Подписываемся под каждым ее словом, опыт в дистанционном обучении у нас уже 9 лет: всё так и есть.
Давайте и сами отбросим эти заблуждения, а еще важнее, научимся от этих заблуждений освобождать заказчика:)
Заблуждение первое. Это быстро
Да, это быстро в смысле доставки к слушателям. Подключить нового человека займет меньше минуты. И мы можем охватить большое количества людей одним курсом. Но есть то, где e-learning гораздо медленнее очного обучения, – это организация и подготовка. В очном обучении с десятью слайдами можно неделю разговаривать. Можно вообще не делать слайды, а рисовать на флипчарте, иллюстрируя что-то по ходу. Средний в быстроте подготовки вариант - это вебинары, даже если будут ошибки, голосом спикера можно их убрать.
Для того, чтобы этот миф развеять, нужно разложить процесс подготовки e-learning-курса на бумаге. Сколько времени занимает написать хорошую статью страниц на 10-15? Подготовительный период может быть и месяц, и дольше, правда? По статистике хорошая статья готовится долго. И хороший тренинг с качественными презентациями, рабочими тетрадями, подбором эффективных упражнений – это большая серьезная работа. Так и дистанционный курс за 3-4 дня сделать нельзя.
Заблуждение второе. Это дешево
Да, не нужно везти людей, собирать их, арендуя помещения. Но e-learning – не дешево, если мы хотим обучить людей качественно. Время = деньги. Нужны IT-инструменты, хороший дизайн: в производстве это не будет дешево. Но всегда можно посчитать, сколько будет стоить комплекс разработки и разделить на количество людей, которые пройдут это обучение, учитывая жизненный цикл курса. Если, к примеру, он 3-5 лет, может в пересчете на человека получиться очень бюджетно. А в очном формате вы получите космические цифры.
Заблуждение третье. Это единоразовая инвестиция
Вы выделили миллион и хотите этим ограничиться? Не получится. Поддерживать, развивать e-learning-курсы – это постоянный процесс. И так этот бюджет и должен с самого начала планироваться.
Заблуждение четвертое. Any time any where
Any time any where - это в принципе слоган e-learning. Но так ли это на самом деле? И много ли таких людей, которые готовы учиться в любом месте в любое время? Ответ: от 1 до 10%. И это правда жизни. Поэтому надо учиться вовремя (когда есть задача, когда есть вопрос) и в правильном месте. А в метро читать FB или книгу.
Гигиена распределения нагрузки в e-learning очень важна. Падающие уведомления, которые я не успеваю обработать, вызывают ощущение двоечника. И дальше двоечник начинает прогуливать. Чем больше нападало, тем больше желания сказать: "я все равно не успею" и бросить.
Заблуждение пятое. E-learning - для решения простых задач
Да, есть такое мнение, что когда речь идет про длительные и более сложные проекты с точки зрения знания, понимания, изменения поведения, то в e-learning это сделать нельзя. Этот миф вырос из типового представления о дистанционном обучении: текст, ролик, тест с вопросами.
Но это не единственное, что может быть в e-learning. Задания могут быть открытыми, только потом их кто-то должен разбирать и давать обратную связь. Е-learning работает и там, где нужно учить творчеству или аналитике, только требуют от организатора большего вовлечения. Дистанционные программы могут даже менять отношения, мотивацию, ценности, если есть инструментарий для самостоятельной работы. Сам пишет, отвечает на открытые вопросы, сам подбирает ресурсы, делится с другими людьми.
К слову сказать, наши курсы устроены именно по этому принципу. Нам не интересно давать теорию и натаскивать на правильный ответ. Нам нужно научить вас гибко, творчески подходить к подбору, обучению, коммуникациям. Даже к системам оплаты. Нам важно, чтобы за те 2-3 месяца, пока вы с нами, вы прочувствовали эту работу и даже, возможно, изменили свое отношение к работе с людьми.
Заблуждение шестое. Можно создать E-learning-курс из PP-слайдов
Не получится. Применяйте диктофон на тренинге, задавайте эксперту как можно больше вопросов, но только не пытайтесь использовать РР.
Заблуждение седьмое. Можно поручить это одному человеку
Е-learning сам не живет. Ему нужны ресурсы на поддержку. Важно, что каждый процесс в e-learning должен сопровождать отдельный человек. Одновременно проводить тренинги, администрировать и продвигать не получится. Случаи, когда компания принимала решение и сокращала людей после запуска курса, думая, что вот оно же есть и пусть себе живет, убеждалась, что само живет, но не долго.
Заблуждение восьмое. Научить просто
Научить чему-нибудь кого-нибудь в принципе непросто. А дистанционно - еще сложнее. Люди, делающие хороший проект по обучению - это всегда люди, которые хорошо в этом разбираются, они не просто знают предмет, они хорошие
учителя.
Заблуждение девятое. Важность интерактивности
Интерактивность - это симпатично, это вовлекает. Но есть много более простых и дешевых альтернатив. И более эффективных. Там, где надо читать - надо читать. Прочесть текст из простой статьи гораздо проще и комфортнее, чем из интерактива. Там, где слушать – надо слушать, причем с карандашом в руках. Проинвестируйте деньги в сочетание форматов. Но не делайте все интерактивным.
Заблуждение десятое. Е-learning – это только обучение
Видимо это заблуждение сложилось из-за перевода слова learning. И по каждому вопросу мы начинаем городить обучение. Человеку, к примеру, нужно 2 строчки текста посмотреть, а ему дают 50 слайдов с заданиями. Вместо того, чтобы сделать памятку в один абзац на телефон. Или вовсе бумажную в карман.
Обучение и повышение осведомленности – это разные вещи. Сделайте капельницу с кусочками информации по теме (статья, пост в блоге, маленький курс, ролик). Не пихайте все в один дистанционный курс.
Или вот еще пример. Вы знаете, что курс по охране труда нельзя делать очным? Никто не способен запомнить все инструкции за 40 минут. А это жизненно важная тема. И знания всех правил можно добиться только тогда, когда человек каждый день в каком-то удобном ему формате видит кусочки на эту тему. Которые капают в мозг.
Резюме
Правильное восприятие e-learning дает безграничные возможности. Сегодня мы часто за деревьями не видим леса. А e-learning остается очень эффективным, чтобы люди научились, делали, чувствовали и понимали.
Самые важные направления e-learning - это:
1. Продуктовое обучение.
2. Эмоциональный интеллект.
3. Процессы и процедуры, где нужно натренироваться, чтобы не делать ошибки (то что нельзя сделать в очном обучении).