Корпоративное обучение является существенной долей затрат и весомой обузой на шее компании. Однако ты всегда можешь сделать так, что персонал сам постарается всячески избегать обучения и игнорировать любые твои инициативы в этом направлении …
1. Проводя семинар для одной профессиональной группы сотрудников, загони на обучение и всех остальных
Вполне рационально пригласив преподавателя-тренера, например, для менеджеров по продажам, привлечь к обучению и остальной персонал. Деньги ведь все равно заплачены! Бухгалтеры, секретари или системные инженеры с удовольствием бросят неотложные дела в течение дня или останутся после работы, чтобы посетить семинар, например, «Технология телефонных продаж». Им ведь тоже полезно!
2. В программу развития кадрового резерва тоже включай побольше народу
В самом деле, ты же не знаешь, сколько из них потом пригодится. Так пусть будет с запасом. Например, если планов по развитию набралось на 20 магазинов, воспитай 200 будущих директоров. Тем более, что лишние180 довольно скоро из компании уйдут и докучать тебе не будут.
3. Для проведения тренинга приглашай занудных и малокомпетентных преподавателей
Идеальный бизнес-тренер – это переквалифицировавшийся бывший преподаватель политэкономии или врач-психиатр (психотерапевт). Хорошо поставленным монотонным голосом он подробно перескажет западный учебник или проведет сеанс психотерапии. Штампы и наукоемкие измышления, которые он преподнесет, можно автоматически воспринимать как руководство к практическим действиям. Останется только уточнить у него, к каким именно.
4. Подбери правильное время занятий
Идеальное время для занятий в офисе: утром до начала рабочего дня (допустим, с 6.00 до 9.00) и вечером после работы (примерно, с 18.00 до 22.00). Хорошо также назначать обучение на выходные. И рабочее время не теряется, и ничего не отвлекает от получения знаний. Особенно это удобно при продолжительных, многодневных курсах. А накопившуюся усталость и дефицит сна они успешно компенсируют в рабочее время.
5. Продолжительные многочасовые семинары проводи без перерывов на обед
«Голодное брюхо к учению глухо» – это поговорка устаревшая. Правильная поговорка – «Талант должен быть голодным»! Любой перерыв на отдых, а особенно на обед, только отвлечет и расслабит. Ведь не останавливается же марафонец передохнуть на лавочке или перекусить! Тем более что злые от голода учащиеся в конце семинара вытрясут из тренера все знания до последней крупинки. Кроме того, считается, что, единожды побывав в экстремальных условиях, человек захочет испытать себя снова и снова. Помнишь, как в передаче «Последний герой»?
6. Стань на время преподавателем и проведи тренинги лично
А, что? Ты ведь и так каждый день в процессе текущей работы и управления даешь советы, наставления или разъяснения. То есть, все равно непроизвольно чему-то учишь. Конечно, ты не профессиональный тренер, но не беда. Зато, персонал тебя хорошо знает, привык и выслушает спокойно. Ведь что-то новое ты им вряд ли скажешь. Кроме того вы сможете обсудить все накопившиеся рабочие проблемы, поскольку именно к этому сведется тренинг вскоре после начала.
7. Присутствуй лично в качестве наблюдателя на всех тренингах по отработке профессиональных навыков
Интересно же посмотреть, как ваши сотрудники проявят себя в бизнес-играх! Это поможет пересмотреть свое мнение относительно действующих начальников и их подчиненных, разглядеть неформальных лидеров и т.д. Картина, которую ты увидишь, будет напоминать школьную дискотеку в присутствии родителей и учителей. Чинная и спокойная. Поэтому если хочешь понять реальную картину, – используй потайной глазок или скрытую камеру. Помогают также прозрачные зеркала.
8. Выбор тем профессиональных тренингов и семинаров поручи человеку, далекому от данной специфики
Секретарь или офис-менеджер занимается закупкой канцтоваров и выбором мебели, организацией командировок и корпоративного питания. Вполне логично поручить ему выбор и заказ программы обучения, например, для юристов или бухгалтеров. Разве сложно задать поиск в Интернете или развернуть газету с соответствующими объявлениями? Предложений масса! А алгоритм проведения тендера всегда одинаков: где дешевле…
9. Посылай сотрудников к коллегам или партнерам в периферийные предприятия для обмена опытом.
Отправлять персонал на стажировку за границу в крупные транснациональные концерны – вчерашний день! Гораздо полезнее послать сотрудника недели на две, а еще лучше на месяц, куда-нибудь в Магадан или Урюпинск, перенимать опыт у местных партнеров. Такая командировка-обучение даст возможность узнать поближе специфику работы в тяжелых условиях региональных рынков, пополнить свой багаж множеством доморощенных приемчиков и суррогатных технологий. Полученный опыт будет бесценен и многократно перекроет потраченное время!
10. Вычитай стоимость обучения из зарплаты.
Сотрудники должны быть благодарны компании за заботу о повышении их профессионального уровня. Компания сама выбирает за них темы обучения, сама находит преподавателей. Даже организует занятия прямо в офисе! И полученные знания будут тут же применены при выполнении текущей работы. Работнику остается только оплатить, все остальное за него уже сделано.