Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УЧЕТ КАДРОВ / Запрет на въезд грузовиков в Москву - оформляем ночной график работы

Запрет на въезд грузовиков в Москву - оформляем ночной график работы

В Москве введен запрет на въезд грузового транспорта. У нас небольшая торговая организация работает по основному графику работы с 9.00 до 18.00ч. В связи с запретом въезда грузового транспорта нам нужно работников склада и водителей переводить на ночной график работы. При этом нам их надо уведомить об изменении режима работы, но мы можем не уложиться в сроки установленные законодательством (два месяца). Возможно ли указанным работникам работать только по ночам (вместо дневного времени) или мы должны составлять график сменности ( в котором будут две ночные смены, работа в дневное время скорее всего предусматриваться не будет) и работать по нему. Но график будет предусматривать увеличение штата, на которое руководство идти не хочет. По законодательству продолжительность работы в ночное время сокращается на один час без последующей отработки или в данном случае можно применить норму - при необходимости, вызванной условиями труда и не сокращать продолжительность работы? И это коснется очень многих организаций и к этому нововведению хочется подготовиться заранее. Вопросов возникает множество. Было бы просто замечательно, если б вы подсказали процедуру перехода на работу в ночное время в этом случае. Как это правильно за документировать?

 

Действительно, о предстоящем изменении условий трудового договора (в данном случае – режима труда и отдыха) по причинам изменения организационных (в данном случае) условий труда работники уведомляются не позднее чем за два месяца. Однако если работодатель заключит дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками (разумеется, с их согласия) об изменении условий – режима труда и отдыха, до истечения данного срока, то это не может рассматриваться как нарушение трудового законодательства. Нужно замотивировать работника к подписанию такого соглашения в кратчайшие сроки, например, премиальным вознаграждением или иной стимулирующей выплатой. В противном случае при предупреждении о предстоящем изменении условий в порядке ст. 74 ТК РФ, срок предупреждения очевидно выходит за установленную дату ограничения въезда, что, при несогласии работника подписать допсоглашение к трудовому договору приведёт к остановке (падению) грузооборота после 15 января.

Напомним, что в случае отказа работника от заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в данной ситуации (т.е. после уведомления), трудовой договор с ним по истечению срока предупреждения может быть расторгнут (при невозможности его перевода на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он мог бы выполнять с учётом состояния здоровья), на что также рекомендуем обратить внимание как в извещении, так и при мотивации работников.

Обращаем внимание, что уведомлять работников о предстоящем изменении условий труда необходимо персонально, в письменном виде и под роспись (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). В уведомлении необходимо указать причины, вызвавшие необходимость изменения условий трудового договора.

Указанная в вопросе категория работников «водители автомобилей» имеет особенности режима труда и отдыха, определяемого Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 (далее – Положение).

Так, составление для данной категории работников графиков сменности является обязательным.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (п. 4 Положения).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п. 7 Положения).

Однако, п. 8 Положения предусматривает исключения из этого общего правила. Так, в случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением следующих случаев:

1. когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если при этом пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя, а автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения).

2. при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (п. 11 Положения).

3. водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (п. 12 Положения).

Необходимо иметь в виду, что в рабочее время водителя входит не только время управления автомобилем, но и время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем, подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии и иное время, указанное в п. 15 Постановления.

При этом время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов (п. 16 Постановления), за исключением следующего:

1. при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов;

2. при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных пп.пп. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 23 Положения).

Что касается перерывов для отдыха и питания, то водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены (п. 24 Положения).

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п.п. 25-27 Положения).

Обращаем внимание, что Положение, как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит запрета на работу по профессии «водитель автомобиля» (равно как и на работу складских работников) исключительно в ночное время. По общему правилу ночным признаётся время с 22-00 до 6-00 (ч. 1 ст. 96 ТК РФ).

Что же касается сокращения продолжительности работы в ночное время на один час по правилам ч. 2 ст. 96 ТК РФ, то применение норм ч. 4 указанной статьи позволяет, когда это необходимо по условиям труда, уравнивать продолжительность работ в ночное время с продолжительностью работ в дневное время. В данной ситуации применение этой нормы представляется нам оправданным. Важно помнить, что список указанных работ может быть установлен локальным нормативным актом или коллективным договором.

За работу в ночное время работникам полагается повышенная оплата, минимальный размер повышения при этом составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 554).

Резюмируя вышеизложенное, считаем разумным в описанной ситуации заключить с указанными категориями работников дополнительные соглашения об изменении режимов труда и отдыха и установлении повышенной оплаты труда в кратчайшие сроки, а также подготовить список видов работ, продолжительность которых в ночное время уравнена с продолжительностью их в дневное время.

Источник pro-personal.ru

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей