Что больше всего раздражает начальника в письмах его подчиненных? Мы опросили больше сотни менеджеров и владельцев компаний и пришли к выводу: самого терпеливого руководителя выведут из себя непонятные письма!
Открываешь служебную записку или письмо, а там что-нибудь вроде
«Во избежание возникновения проблем по факту оплаты туристами туров и последующего обнаружения невозможности выдачи им визы, в процедуру приема визовых документов турагентством были внесены изменения». Так и тянет поставить гневную резолюцию или устроить разнос.
Как же не раздражать адресата? Как писать четкими, понятными предложениями без ненужной «заумности» и казенщины? Помочь здесь может… визуализация.
Рисуем картинку
Выбирая для вашего предложения подлежащие и сказуемые, представляйте, что вам нужно будет их… рисовать! Вряд ли вы сможете нарисовать «изменения», которые «были внесены». А вот изобразить турагентство, туристов или посольство вполне реально.
Поэтому предложение можно переписать так:
Турагентство изменило процедуру приема документов, чтобы исключить ситуации, когда туристы оплачивают поездку, а затем получают в посольстве отказ. Или так:
Турагентство изменило процедуру приема документов, чтобы исключить ситуации, когда посольство отказывает в визе тем, кто уже оплатил тур. В качестве подлежащих хорошо выбирать «героев» вашего повествования, тех, о ком вы собираетесь рассказать – турагентство, туристов, визу, посольство и так далее. Их обычно рисовать проще.
На роль сказуемых подойдут конкретные глаголы – изменило, получают, отказывает. Хуже справятся с этой ролью связки «осуществило изменение», «произвело получение». Их главную часть, глагол, «нарисовать» невозможно – как нарисуешь слово «произвело»?
Выбирая подлежащие и сказуемые, можно пользоваться подсказкой по мотивам стихов Агнии Барто.
Представляем предложение в виде… поезда
Для финальной шлифовки предложения полезно представить его в виде железнодорожного состава. Подлежащее и сказуемое будут тепловозом, а остальные слова – простыми вагонами.
1. Что вы будете делать, если у вас много вагонов? Разделите их на 2 состава или прицепите второй тепловоз. Так же и с предложением.
Если в нем больше 15 слов, стоит разделить его на 2 или сделать составным, добавив еще подлежащих и сказуемых.Вспомните наш пример: в непонятном варианте один тепловоз «изменения были внесены» тащил за собой 23 слова и не справлялся. А в понятном 2 тепловоза («турагентство изменило» и «посольство отказывает») легко тянули за собой 14 слов.
2. Куда вы поставите тепловоз – в «голову» или в «хвост» состава? Скорее всего, в «голову». То же и с предложением.
Предложение будет тяжелым, если в первой его половине не окажется подлежащих и сказуемых. Вспомните снова наш непонятный пример. Это как раз поезд с тепловозом в хвосте – поэтому и «не едет». А у понятных тепловоз впереди – и они «едут» как следует.
Саша Карепина бизнес-тренер по письменным коммуникациям и копирайтингу.