Внедрять dress-code* целесообразно, если этого требует характер работы специалистов. Например, менеджеру банка не пристало появляться перед серьезными деловыми партнерами в джинсах. Нередко от первой встречи зависит дальнейшее сотрудничество, и внешний облик играет не последнюю роль.
Разрабатывая стандарты, стоит исходить из здравого смысла и специфики деятельности компании, а также из здравого смысла. Чаще всего в офисе рекомендуется деловой стиль одежды. Однако в пределах организации могут предъявляться разные требования к внешнему облику сотрудников секретариата и службы технической поддержки, хозяйственного отдела, курьерской службы. Если нормы различны для отдельных категорий персонала, то это следует обязательно указывать во внутреннем положении или приказе.
Чего не следует носить на работе
Сложности появляются, когда деловой стиль начинают подробно расписывать. К примеру, в положении одной крупной компании о правилах внешнего вида допускалось ношение юбки с блузкой. Затем следовала такая фраза: «Не любая юбка с блузкой являются деловым костюмом». Других пояснений не было. В другой компании не разрешалось носить юбку, длина которой не достигает колена на ширину ладони и более. Чья ладонь будет считаться эталоном, также не уточнялось. Подобных формулировок желательно избегать. Лучше просто перечислить одежду, ношение которой в офисе не приветствуется.
Так, в нашей компании в перечень неприемлемой одежды включены шорты, топики, декольтированные платья, шлепанцы, кроссовки и пр. При разработке правил, мы исходили из специфики работы компании: встречи с клиентами, партнерами, проведение профессиональных конференций, семинаров, брифингов.
Опираясь на представления об общепринятых нормах, можно использовать и такие понятия, как: «чистый», «аккуратный», «строгий» и т. п. Не смотря на некоторую неконкретность, эти определения вызывают мало споров и непонимания среди персонала. Они подойдут для описания неделового стиля одежды, который многие компании допускают по пятницам. «Свободная пятница» или «правило гражданки» — как раз и подразумевают опрятный, аккуратный и чистый внешний вид, отличный от делового.
Как внедрить dress-code в компании
В западных компаниях правила dress-code принято закреплять в контракте. В отечественных фирмах иной менталитет и условия работы, поэтому строгие требования к соблюдению dress-code встречаются редко. Если организация официозна, необходимо ввести формализованную систему правил. Если компания более демократична, то возможны сочетания официальных и неформальных методик внедрения. Инструкции с указанием всех обязательств и прав, а также санкции за их нарушение, нужно довести до каждого сотрудника. Поручить эту работу можно HR-службе или руководителям структурных подразделений. Обычно инструктаж проводится в форме беседы, в ходе которой сотрудника знакомят с утвержденными правилами или иными внутренними документами компании. Они могут называться по-разному: «корпоративный кодекс», «правила этики», «конституция компании».
Когда правила введены, следите за их выполнением, регулярно знакомьтесь с отчетами ответственного лица. Если вы сделаете исключение для экстравагантного специалиста PR-отдела или бывшего панка из курьерской службы, не ждите от остальных сотрудников ревностного исполнения ваших требований.
Как преодолеть сопротивление персонала
Часто новые правила вызывают сопротивление персонала. Причина в том, что некоторые работники строят отношения с компанией на рациональном уровне, считая, что их отдача работе и отдача от организации должны быть эквивалентны. Например, руководство небольшой фирмы предприняло попытки ввести внутренние правила делового стиля одежды. Это вызвало большое сопротивление и недовольство сотрудников информационно-технического отдела, которым было «удобно ходить на работу в свитере и джинсах». Нововведение было вполне оправдано, так как эти сотрудники тесно и часто общались с клиентами. Однако ни разъяснительные беседы, ни санкции ситуацию переломить не могли. Некоторое время спустя руководство провело обучение специалистов отдела методам эффективного делового общения, разработав долгосрочный план повышения квалификации сотрудников. Уже на следующий день «бунтари» явились на работу в деловых костюмах и галстуках. Они почувствовали внимание к своим проблемам со стороны руководства, серьезную заинтересованность в своем развитии.
_____________
Dress-code (англ.) – требования к форме одежды сотрудников в офисе.
Инна Самойлова
По материалам «ГД»