Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ / Соревновательная культура как часть нематериальной мотивации

Соревновательная культура как часть нематериальной мотивации


Юлия Чемеринская, президент HR-Академии и преподаватель ВШБ МГУ (программа МВА, курсы "HR-менеджмент" и "Интегральное лидерство") рассказала порталу hh.ru.

 

Состязания, соревнования, так незаслуженно изъятые из обращения наряду с  другими атрибутами советской эпохи, и сегодня могут быть довольно эффективным инструментом мотивационного менеджмента. Проиллюстрирую живыми примерами — опробованными вариантами, которые  хорошо себя зарекомендовали для стимулирования сотрудников на  выполнение текущих задач компании.


Задача № 1. Закрепление стандартов обслуживания, повышение уровня  сервиса в ваших подразделениях.


Как большинство компаний работает над сервисом? Сначала пишет правила обслуживания. Кто 500-страничный талмуд, кто пару листов со списком пунктов. Хорошо, если проведут тренинги, где эти правила до персонала  донесут и постараются отработать. Ну а потом в магазины/салоны/рестораны поедут аудиторы — посмотреть, как это все в жизнь воплощается и  насколько соответствует установленным стандартам. Но как невозможно гармонию измерить алгеброй, так же трудно уложить впечатление от отличной работы смены в сухие цифры отчета. Аудиторы и рады бы сказать сотруднику: «Молодец, отлично работаешь, просто супер!», а приходится заполнять сухой отчет. Так дайте им эту  возможность!


ЛОТЕРЕЯ ФЛАЕРОВ «ТЫ СУПЕР!»

super Аудиторы берут с собой на проверку пачку флаеров вроде этого и  раздают их самым обаятельным, доброжелательным и клиентоориентированным сотрудникам. Флаеры мало того что симпатичны, но еще дают право участвовать в ежемесячной лотерее с розыгрышем ценного приза (для продавца суммы в 50  у. е. может быть вполне достаточно). После розыгрыша возвращайте флайеры их обладателям, и пусть в конце года они станут пропуском на специально организованное корпоративное мероприятие для «суперских» сотрудников! Поверьте, соревнуясь в том, кто из них «больший супер», сотрудники  гораздо сильнее мотивированы на соблюдение ваших стандартов, нежели из  страха получить плохой балл от аудитора и нагоняй от директора. И работать они будут энергично и весело, а не из-под палки, под угрозой наказания.


Задача № 2. Внедрение системы наставничества.


Известно, что сотрудники не приветствуют лишнюю работу без дополнительной оплаты. А работодатели не приветствуем дополнительную оплату. И не из вредности или жадности, а из принципиальных соображений: любого специалиста кто-то тоже когда-то учил, вводил в курс дела, всё объяснля и показывал. А теперь пришла пора передать то, что знаешь-умеешь, следующему поколению. Но на  одних призывах подобного рода далеко не уедешь. Поэтому наряду с различными PR-мероприятиями по повышению статуса наставников в компании, мы должны разбудить дух соперничества, в чем нам поможет конкурс. Давайте последовательно:


  • Наставники в соответствии с программой, разработанной отделом обучения персонала, готовят своих подопечных в течение определенного срока - допустим месяц или два.

  • По окончании срока обучения новичков и их наставников ждет соревнование. Суть заданий сводится к закреплению полученных от наставника знаний, согласно темам обучения. Что-то вроде "Что? Где? Когда?"

  • Победители, занявшие первое, второе и третье места, получат призы. А их наставники — почет, славу и знаки отличия.


Как сочинить конкурс? Конечно, можно ограничиться традиционным вариантом «Лучший наставник», когда прописываются критерии отбора лучших, согласно этим пунктам идет отбор, победитель объявляется и награждается. Но вы, скорее всего, замечали, что во все традиционное (если мы не банк или другая консервативная структура) сотрудники, как правило, включаются без особой охоты. И тогда мы объявляем «Большие гонки». Потому что в нашем случае, например, речь идет о продавцах и кассирах, и нам важно стимулировать закрепление специфических для них умений и навыков. Примеры соревнований гонки для продавцов-кассиров супермаркета:

  • по самой быстрой и грамотной выкладке товаров;

  • по скоростной фасовке;

  • по вежливому обслуживанию проблемного покупателя (в роли проблемного покупателя может выступить любой сотрудник офиса вредного склада характера);

  • по скоростному пробиванию товаров на кассовом аппарате и так далее.


Есть американский фильм «Employee of the month» (в нашем прокате почему-то названный «Свидание моей мечты»), там подобное соревнование проходит среди работников гипермаркета. Фильм ярко демонстрирует соревновательную культуру в компании, ее явные и скрытые стороны, и даже наводит на мысли, как ей грамотно управлять. Не хотите гонки? Тогда проводим конкурс рассказов о своем наставнике, интерактивное голосование и вывешиваем народный рейтинг лучших наставников на корпоративном портале или в ежемесячном печатном издании.


И так далее. Творите, выдумывайте, известно, что все ограничения  существуют только в нашей голове, ну и в сложившейся корпоративной культуре. Но если ваш бизнес связан с обслуживанием людей, вы наверняка  заинтересованы в драйве и энтузиазме сотрудников, в их позитивном отношении к миру и клиентам. И ваши веселые соревнования и конкурсы  будут мотивировать людей не стесняться этих прекрасных качеств лучше, чем проверки и, даже, поверьте, материальное поощрение.


Да, коллеги! Будьте бдительны! В творчестве важно не забыть, за что, собственно, соревнуемся, и не растерять в пылу азарта цели и задачи  компании (подразделения), ради которых все и затевалось. Иначе получится как в этом в мультфильме про Спанч Боба, который очень хотел стать лучшим сотрудником.


Статья целиком с комментариями других членов сообщества здесь.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей