Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Семь интеллектов Говарда Гарднера

Семь интеллектов Говарда Гарднера


структура интеллекта_Гарднер

Известно, что классические тесты на интеллект мало говорят о том, насколько успешным бу­дет человек в профессии. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Впоследствии Гарднер и его коллеги составили перечень, включающий двадцать пять «младших» разновидностей или подвидов интеллекта, но мы пока ограничимся семью.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект — это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект — это вербальные, речевые способ­ ности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой фор­ мой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

2. Логико-математический интеллект — операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бух­ галтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распоз­ навать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект — этот вид ин­ теллекта «думает» в картинах и пространственных предста­ влениях. Он необходим в профессиональной деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков и инженеров. Люди с высокоразвитым простран­ ственным интеллектом — прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомой среде.

4. Музыкально-ритмический интеллект — здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодий, их оценивании и создании. Этой формой интеллекта обладают не только композиторы или рок- певцы, но все, кто может петь и танцевать.

5. Телесно-кинестетический интеллект — это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Этот тип интеллекта очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, а также акте­ рам, танцорам и физиотерапевтам. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга. 

6. Межличностный интеллект — под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Меж­ личностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения, темперамент и потребности других, как реагируем на них. Он нужен социальным работникам и психотерапевтам, менеджерам и офицерам, а также политикам и ведущим воркшопов. Людям этих профессий нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

7. «Внутриличностный» интеллект — это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внут­ риличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичные профессии, в которых требуется развитие этой формы интеллекта, — консультанты, теологи, а также свободные профессии. Для этих людей часто важно быть независимыми и полностью самостоятельно опре­ делять свои цели. Во многих случаях они предпочитают рабо­ тать в одиночестве.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному: одни сильнее, другие слабее.

Преимущество такого представления об интеллекте — отсут­ствие дискриминации. Спортсмены, механики, мойщики окон считаются не менее интеллектуальными, чем менеджеры, систем­ ные аналитики или нейрохирурги. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов.

К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинесте­тический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей. Он локализуется в области мозжечка. Здесь происходит управ­ ление сложными движениями, но теперь известно, что в этой области также располагается «переключатель» когнитивной де­ятельности. Эта область мозга составляет только десятую часть всего объема мозга, но в ней концентрируются более 50 процен­тов всех нейронов, 40 миллионов нервных соединений - в четыре раза больше, чем в очень сложном зрительном центре. Поче­му? Мозжечок управляет не только нашими движениями. Он управляет памятью, вниманием и пространственным восприя­ тием и участвует в реализации речевых способностей, в эмоци­ ональном реагировании. Он активирует важные области «новой коры», самой высокоразвитой части нашего мозга, с помощью которой мы решаем проблемы, планируем и логически мыслим. Множество исследований указывают на то, что вероятность ус­пеха обучения повышается, когда учащиеся имеют возможность двигаться — в спорте, игровой деятельности, театральных по­становках или на танцах.

Из повседневной жизни известно, что семь интеллектов рабо­тают взаимосвязанно:

Шахматисты используют визуальный и логический интел­лект. Чтобы успешно выдерживать длительные партии, им необходимы внутриличностный и межличностный виды интеллекта.

Механики ремонтируют неисправную тормозную систему, используя визуально-пространственный, кинестетический и логико-математический виды интеллекта.

Когда вы приглашаете гостей и хотите удивить их изысканным меню, вам нужен вербальный интеллект, чтобы понять оригинальный рецепт из французской кулинарной книги; логико-математический интеллект, чтобы правильно рассчитать необходимое количество продуктов; кинестетичес­кий интеллект, чтобы «колдовать» на кухне, и межлично­стный интеллект, чтобы составить меню, отвечающее разнообразным вкусам ваших гостей.

Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта.

Практические рекомендации:

У каждого человека есть все семь типов интеллекта. Тео­рия Гарднера — не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание). Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал: если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. 

Динамическое обучение наиболее эффективно в ситуациях, когда происходит обращение к комплексу интеллектов. Иде­альная модель использования интеллектов — творчество Гете или Леонардо да Винчи.

Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом. Например, японская программа развития талантов фирмы «Судзуки» демонстрирует огромный потенциал, который есть у обычных учеников в области музыкально-ритми­ ческого интеллекта.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с  разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям сотрудников, их профессиональным и личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии ме­тодов работы: не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством. взаимодействием и самонаблюдением.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей