Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ / Разработка грейдовой системы оплаты труда

Разработка грейдовой системы оплаты труда


Одним из важных вопросов в организации заработной платы является формирование тесной взаимосвязи между результатами труда и вознаграждением, при этом должны учитываться интересы работников, касающиеся компенсационного пакета, особенно социальных выплат. Процедура формирования квалификационных групп и разработка межквалификационных соотношений создает фундамент для внедрения всей компенсационной политики предприятий. Практическим инструментом, дающим возможность оценить должности и рабочие места и на их основе сформировать квалификационные группы, является система грейдов.


Практическим инструментом, который дает возможность оценить должности в организации и на их основании сформировать квалификационные группы, является система грейдов.


Термины «грейд», «грейдинг» происходят от английского слова «grading», что переводится как классификация, сортировка, упорядочение.

Процедура грейдирования предусматривает оценивание должностей, их распределение согласно значимости для организации.


Внедрение грейдовой системы оценивания должностей и оплаты труда дает возможность решить следующие задачи:

  • определение относительной ценности существующих должностей с точки зрения стратегии предприятия;
  • оптимизация системы оплаты труда;
  • проведение оценивания работников относительно соответствия должностям, которые они занимают;
  • создание дополнительных условий для карьерного роста и т. д.


Некоторые научные работники и практики утверждают, что тарифный подход к построению постоянной части заработной платы и грейдовая система — диаметрально противоположные инструменты. По нашему мнению, они не исключают друг друга.


Во-первых, одним из элементов тарифной системы являются квалификационные характеристики профессий работников, в которых фиксируются их задачи и обязанности; требования к специальным знаниям, квалификации, специализации, приводятся примеры работ и т. д. Принимая на работу или назначая на должность, предприятия должны обязательно придерживаться квалификационных требований (к уровню образования и стажу работы), предусмотренных соответствующими выпусками СКХП. Эти положения учитываются и при грейдовой системе оплаты труда.


Во-вторых, при построении тарифной системы оплаты труда используется, в частности, «вилковый» принцип. Именно этот принцип установления должностных окладов введен в системе грейдов.


Этапы разработки грейдовой системы оценивания должностей и оплаты труда изображены на рисунке.


Рис. Этапы разработки грейдовой системы оценивания должностей и оплаты труда

 

Этап I. Описание должностей

Должности описываются по результатам анализа работ. Используются разнообразные методы анализа работ (интервьюирование, анкетирование, наблюдение и т. д.).


Интервью может осуществляться по следующим вопросам:

  • В чем заключаются ваши должностные обязанности?
  • За что вы несете ответственность?
  • Где расположено ваше рабочее место?
  • Какое оборудование вы используете?
  • Какие требования выдвигаются к вашему уровню образования, подготовки, навыкам на этой должности?
  • За какие результаты вы отвечаете?
  • Планируете ли вы определенные виды деятельности?
  • Заполняете ли вы какие-либо документы?
  • Требует ли ваша работа контактов с сотрудниками структурных подразделений, представителями других организаций, частными лицами?
  • Какие инструкции и нормативные документы регламентируют вашу работу?
  • Контролируете ли вы работу других людей?
  • Как часто вас контролируют?
  • Каким образом оцениваются результаты вашей работы?
  • В каких условиях вы работаете?
  • Какой физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки требует ваша работа?
  • Отвечаете ли вы за безопасность труда других людей?


Анкетирование — метод получения информации от работников в письменной форме. Его использование дает возможность получить информацию от большой группы людей. При разработке анкеты необходимо четко и ясно сформулировать вопрос. Он должен быть простым по смыслу, не содержать слишком много технических выражений. Рекомендуется также давать разъяснения относительно того, каким образом будут использоваться результаты анкетирования.


Наблюдение за рабочим процессом используется преимущественно в тех случаях, когда работа работника состоит из повторяющихся действий, а его задания — короткие по продолжительности.

Обратить внимание. Метод наблюдения за рабочим процессом нельзя использовать для трудовых процессов, предусматривающих умственные виды деятельности, например для работы экономиста, технолога, юриста и т. д.


По результатам анализа работ составляются описания должностей, которые могут содержать следующие данные:

  • общую информацию (название должности; дату составления описания должности; название структурного подразделения; название должности непосредственного руководителя и т. д.);
  • обязанности и ответственность;
  • взаимосвязи с другими работниками и внешними организациями (подотчетен; контролирует; взаимодействует; внешние связи и т. д.);
  • полномочия;
  • стандарты выполнения обязанностей;
  • условия труда;
  • личностные качества, черты характера, навыки и уровень образования, необходимые для выполнения работы.


Этап II. Определение ценности должностей

На практике используются разнообразные методы определения ценности (значимости) должностей на предприятии, которые можно объединить в две группы: неаналитические и аналитические методы.


К неаналитическим методам принадлежат методы ранжирования, классификации, парных сравнений.

Согласно методу ранжирования специально созданная экспертная комиссия, состоящая, как правило, из руководителей разнообразных уровней управления и опытных профессионалов и специалистов, распределяет должности по значимости для предприятия. Метод основывается исключительно на субъективном оценивании, поэтому рейтинги, полученные от экспертов, могут существенно отличаться, что усложнит процедуру их сопоставления. Для обработки результатов оценивания могут использоваться статистические методы.


Метод классификации предусматривает группирование должностей по определенным характеристикам: категория персонала (руководители, профессионалы, специалисты, технические служащие, рабочие), уровень управления (руководители высшего, среднего и низшего звеньев), квалификационная категория (ведущий, первой или второй категории, без категории) и т. д. Отнесение должностей в пределах каждой группы к тому или иному грейду осуществляется на основании субъективных оценок экспертов. Метод классификации может использоваться как вспомогательный наряду с методом ранжирования.


Метод парных сравнений предусматривает сравнение должностей попарно друг с другом. Для этого необходимо составить таблицу возможных пар должностей. Более важную (ценную, значимую) должность в паре необходимо указать с использованием знаков «+» и «–». Если должности являются равноценными по значимости, в соответствующих клеточках ставится знак «=». После этого необходимо определить сумму «+» для каждой должности (таблица 1). Эксперту легче выделить более важную (ценную, значимую) должность из двух (в паре), чем среди всего набора должностей. Тем не менее, использование этого метода усложняется с увеличением количества должностей.


Табл. 1. Матрица парных сравнений должностей

Должность

Должность

Сумма «+»

Ранг

Главный
бухгалтер

Менеджер
по рекламе

Менеджер
по персоналу

Агент
торговый

Кассир

Главный бухгалтер

 

+

+

+

+

4

1

Менеджер по рекламе

 

+

+

2

3

Менеджер по персоналу

+

 

+

+

3

2

Агент торговый

 

+

1

4

Кассир

 

0

5


Среди аналитических методов выделяются факторный метод и метод баллового оценивания.

В пределах факторного метода можно выделить несколько подходов к определению значимости должностей. Первый подход предусматривает определение статистически устойчивых связей между большим количеством признаков на основании факторного анализа. Этот подход — трудоемкий, поэтому применяется крупными исследовательскими и консультационными компаниями. Второй подход — более простой для практического использования и предусматривает выбор значимых для предприятия компенсационных факторов. Компенсационные факторы разрабатываются с привлечением руководителей предприятия, поскольку лишь с учетом их мнения можно сформулировать (или выбрать из предложенного набора) факторы, которые должны влиять на размеры окладов, предусмотренных для соответствующих должностей в организации.


Факторный метод используется в сочетании с методом баллового оценивания, который дает возможность количественно оценить значимость должностей по ряду факторов и сопоставить их друг с другом. Такой подход к определению значимости должностей получил название факторно-баллового оценивания должностей. Рассмотрим более детально технологию разработки факторов оценивания должностей и оценочной шкалы.


Определение факторов оценивания должностей

Для упорядочения должностей по их внутриорганизационной ценности необходимо разработать факторы оценивания. Факторы должны учитывать специфику деятельности предприятия, быть простыми для понимания и едиными для всех должностей.

 

 Пример

 

Методикой американской консалтинговой компании «Хей Групп» (Hay Group) предусмотрены три группы факторов: знания и навыки (know how); решение проблем (problem solving); ответственность (accountability). Каждый фактор включает несколько субфакторов. Например, фактор «знания и навыки» включает профессиональные, управленческие знания и уровень коммуникации. Каждый субфактор имеет различное количество уровней оценивания. При разработке факторов оценивания должностей автор методики Эдвард Хей исходил из того, что любая трудовая деятельность имеет три этапа: вход, процесс и выход (результат), соответственно и метод оценивания должностей должен учитывать это. Вход интегрирует знания и навыки, необходимые для выполнения работы на этой должности, процесс характеризуется способностью решать проблему, которая в результате, т. е. на выходе, влияет на объем ответственности.

Методика международной компании «Ватсон Вайетт» (Watson Wyatt) предусматривает определение категории, к которой принадлежат должности. В пределах соответствующей категории должности оцениваются по следующим факторам:

  • A — профессиональные знания (functional knowledge);
  • B — знание бизнеса (business expertise);
  • C — уровень руководства (leadership);
  • D — решение проблем (problem solving);
  • E — характер влияния на бизнес (nature of impact);
  • F — сфера влияния на бизнес (area of impact);
  • G — коммуникативные навыки (interpersonal skills).

Каждый фактор имеет три уровня оценивания: фактор А — уровни А1, А2 и А3; фактор В — уровни В1, В2 и В3 и т. д.

Методика оценивания должностей компании «Кодак» включает четыре группы факторов:

  • требования к знаниям (knowledge re-quirements);
  • ответственность (accountability);
  • условия труда (working conditions);
  • взаимоотношения с окружающими (relationships with others).


На отечественных предприятиях для оценивания должностей используются следующие факторы с разнообразными вариантами их объединения:

  • управление работниками;
  • ответственность;
  • самостоятельность в работе;
  • условия труда;
  • опыт работы;
  • уровень специальных знаний (квалификация);
  • уровень контактов (навыки коммуникации);
  • сложность и новизна задач;
  • цена ошибки и др.


Для определения четких критериев оценивания должны быть разработаны описательные уровни оценивания должностей за факторами. Количество уровней оценивания может быть разным. При этом необходимо помнить, что слишком малое количество уровней снижает точность и соответственно валидность результатов оценивания должностей. При слишком большом количестве уровней усложняется процедура их описания и размываются границы между оценками. Каждый фактор может иметь различное количество уровней, что довольно часто наблюдается на практике. Тем не менее для обеспечения единого (унифицированного) подхода к оцениванию рекомендуется использовать равное количество описательных уровней для всех факторов.

 

 Пример

 

Описательные уровни для фактора «управление работниками» следующие:

  • нет подчиненных;
  • нет прямых подчиненных, периодически координирует работу других работников в пределах поставленной задачи;
  • координация действий рабочей группы (2–3 лица);
  • руководство группой подчиненных для регулярного выполнения задач;
  • руководство подразделением: постановка задач, контроль, стимулирование; необходимо как вертикальное, так и горизонтальное взаимодействие;
  • руководство группой подразделений; преимущественно вертикальные властные взаимодействия.

Каждому уровню оценивания необходимо присвоить определенное количество баллов. На практике используются разнообразные варианты построения оценочных шкал. Простейший подход к построению шкалы:

  • первый уровень — 0 баллов;
  • второй уровень — 1 балл;
  • третий уровень — 2 балла;
  • четвертый уровень — 3 балла;
  • пятый уровень — 4 балла и т. д.

Отдельные западные компании используют шкалу со знаками «+» и «–»: –3; –2; –1; 0; +1; +2; +3 и т. д.


Установление весомости (значимости) факторов

На практике используются разнообразные методы определения весомости факторов. Установление весомости должна осуществлять группа экспертов, в состав которой могут входить специалисты, которые разрабатывают эту систему, руководители различных уровней управления, ведущие профессионалы и специалисты. Простейшим в практическом использовании является метод баллового оценивания. Эксперты должны оценить важность факторов по предложенной шкале (приложение).

 

Приложение

Анкета №__

Уважаемый респондент! Просим Вас установить важность (значимость) факторов оценивания должностей по 10-балльной шкале:

  • 1 балл — фактор неважный;
  • 2–4 балла — фактор не очень важный;
  • 5–7 баллов — фактор важный;
  • 8–10 баллов — фактор очень важный.

Ваши оценки просим занести в таблицу:


п/п

Фактор оценивания должностей

Оценка,
балл (от 1 до 10)

1

Управление сотрудниками

 

2

Ответственность

 

3

Самостоятельность в работе

 

4

Опыт работы

 

 

 

 

Обратить внимание. Рекомендуется не использовать результаты опросов в случаях, если эксперт:

  • дал всем факторам одинаковую оценку;
  • оперировал при оценивании лишь двумя оценками;
  • выставил оценки, которые на два и более пункта отличаются от оценок других экспертов.


Весомость каждого фактора определяется суммой баллов, которые выставили эксперты за каждый фактор. Суммарные баллы можно «взвесить» и определить коэффициенты весомости по формуле:

где —  сумма баллов, которую набрал і-тый фактор; n — количество факторов.


Установление весомости факторов может осуществляться путем распределения определенной суммы баллов (как правило, это 100 или 1000 баллов) между факторами с учетом их значимости (таблица 2).


Табл. 2. Коэффициенты весомости факторов оценивания, %


п/п

Фактор оценивания

Коэффициент
весомости

1 

Управление работниками

15

2 

Ответственность

15

3 

Самостоятельность в работе

10

4 

Опыт работы

10

5 

Уровень специальных знаний (квалификация)

10

6 

Уровень контактов

10

7

Сложность работы

15

8

Цена ошибки

15

Итого

100


Установленные коэффициенты весомости можно принять как максимальное количество баллов для соответствующих факторов, тогда присвоенные каждому уровню оценивания баллы будут взвешенными. При оценивании должностей выставленные баллы по факторам не следует умножать на коэффициенты весомости (таблица 3).


Табл. 3. Балльная шкала оценивания должностей, балл


п/п

Фактор оценивания

Уровень оценивания

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

1

Управление сотрудниками

0

3

6

9

12

15

2

Ответственность

0

3

6

9

12

15

3

Самостоятельность в работе

0

2

4

6

8

10

4

Опыт работы

0

2

4

6

8

10

5

Уровень специальных знаний (квалификация)

0

2

4

6

8

10

6

Уровень контактов

0

2

4

6

8

10

7

Сложность работы

0

3

6

9

12

15

8

Цена ошибки

0

3

6

9

12

15


После выбора факторов оценивания и определения их весомости необходимо оценить все должности по ключевым факторам.

Результаты оценивания отдельных должностей для предприятия, издающего газеты и журналы, приведены в таблице 4.


Табл. 4. Результаты оценивания должностей, балл

Должность

Оценка по фактору

Сумма
баллов

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

Директор издательства

15

15

10

10

10

10

15

15

100

Референт

0

3

2

4

6

4

6

6

31

Главный редактор

15

15

8

8

8

8

12

12

86

Заместитель главного редактора

15

12

6

8

8

6

9

12

76

Начальник отдела журналистики

12

9

6

8

8

4

12

12

71

Журналист

0

6

4

4

6

4

6

12

42

Корреспондент

0

6

2

4

6

4

6

12

40

Фотокорреспондент

0

3

2

4

2

4

6

12

33

Начальник редакционного отдела

12

9

6

6

6

2

9

9

59

Редактор литературный

0

6

2

6

6

0

6

6

32

Редактор научный

0

6

2

8

6

0

6

6

34

Начальник отдела верстки и дизайна

12

9

6

6

6

4

9

12

64

Оператор компьютерной верстки

0

6

4

4

0

0

6

6

26

Начальник отдела рекламы

12

9

6

8

8

8

9

12

72

Рекламист

0

6

4

4

6

6

9

9

44

Главный бухгалтер

12

12

6

6

6

6

9

15

72

Бухгалтер

0

6

4

4

6

4

6

9

39

Начальник отдела маркетинга и подписки

12

12

6

8

8

6

12

12

76

Специалист по связям с общественностью и печатью

0

6

4

4

6

4

6

9

39

Специалист по методам расширения рынка сбыта

0

6

4

4

6

4

9

9

42

Специалист по регистрации и учету подписки

0

6

2

2

2

2

3

6

23

Оператор по введению данных в ЭВМ

0

3

0

0

0

0

3

6

12

Курьер

0

0

0

0

0

0

3

6

9


Этап IІІ. Построение грейдов

В зависимости от количества набранных баллов (по факторно-балловому методу) или установленных рангов (по неаналитическим методам) должности можно расположить иерархически. После этого их необходимо объединить (сгруппировать) в квалификационные группы (грейды).


Грейд является диапазоном «оценок» (баллов) или рангов должностей, в котором они считаются равнозначными и равноценными для предприятия и соответственно имеют одинаковый диапазон оплаты. Таким образом, каждый грейд имеет свой диапазон оплаты. Каждый диапазон может быть разбит на разряды с соответствующими межквалификационными соотношениями (тарифными коэффициентами или должностными окладами).


Диапазон может быть построен в форме «вилки». «Вилковый» подход получил распространение на практике, поэтому именно он взят за основу для установления межквалификационных соотношений (должностных окладов) для каждого грейда (этап ІV).


Грейды можно формировать разнообразными способами. При условиях использования неаналитических методов грейды формируются на основании рангов, установленных для должностей. Ранги разбиваются на диапазоны на основании субъективного понимания руководителями и специалистами, разрабатывающими системы оплаты труда, приемлемого для этого предприятия группирования должностей (таблица 5).


Табл. 5. Формирование грейдов по установленным рангам

Категория

Название должности

Ранг
должности

Грейд

Руководители высшего звена

Заместитель генерального директора

11

4-й

Директор коммерческий

10

4-й

Заместитель директора по управлению персоналом

10

4-й

Начальник финансового управления

10

4-й

Руководители среднего звена

Начальник финансового отдела

9

3-й

Начальник отдела маркетинга

9

3-й

Руководители низшего звена

Начальник состава

8

3-й

Руководитель группы розничной продажи

7

2-й

Руководитель группы оптовой продажи

7

2-й

Начальник смены отдела охраны

6

2-й

Профессионалы

Специалист по методам расширения рынка сбыта

5

1-й


При использовании факторно-баллового метода главная задача, которую необходимо решить для объединения должностей в грейды, состоит в определении диапазонов (интервалов) оценок (баллов) в каждом грейде.

 

 Пример

 

Если диапазон оценок для 4-го грейда — 61–80 баллов, то в 4-й грейд войдут должности (см. таблицу 4) начальника отдела верстки и дизайна (64 балла), начальника отдела журналистики (71), начальника отдела рекламы (72), главного бухгалтера (72), заместителя главного редактора (76) и начальника отдела маркетинга и подписки (76).


Существуют несколько подходов к установлению диапазонов грейдов. Приведем два из них:


1. Определение диапазонов грейдов путем разбивки всего множества баллов на равные интервалы.

В рассмотренном нами примере (см. таблицу 4) минимальный балл равняется 9, максимальный — 100. Если мы хотим объединить все должности в пять грейдов, то в 1-й грейд войдут должности, набравшие менее 20 баллов, во 2-й — от 21 до 40, 3-й — 41–60, 4-й — 61–80, 5-й — свыше 81 балла.

Преимущество подхода — его простота. Главный недостаток заключается в том, что должности, принадлежащие к одной категории (профессиональной группе), могут войти в разные грейды, хотя полученные ими оценки довольно близкие. Так, по установленным нами диапазонам должность корреспондента, оцененная в 40 баллов (см. таблицу 4), войдет в 2-й грейд, должность журналиста (42 балла) — в 3-й. Это также касается должности специалиста по связям с общественностью и печатью, оцененной в 39 баллов, и должности специалиста по методам расширения рынка сбыта (42 балла).


2. Определение диапазонов грейдов на основании группирования должностей, принадлежащих к одной категории (профессиональной группе) и имеющих незначительные расхождения в баллах.

В практическом применении этот подход более сложный, однако ему присуща гибкость в построении диапазонов, рациональность и логика.

Что подразумевается под характеристикой «незначительные расхождения в баллах»? Например, в методике консалтинговой компании «Хей Групп» 15-процентная разница в оценках (баллах) считается «почти незаметной» согласно закону Вебера — Фехнера, который гласит, что существует величина «порога ощущения», превышение которой делает разницу заметной. Следовательно, если разность оценок должностей и оценки эталонной для этой группы должности составляет не более 15%, то должности можно считать равнозначными (равноценными) и относить их к одному грейду.

Грейды, сформированные по второму подходу, по результатам оценивания должностей (баллам), могут разместиться таким образом:

6-й грейд:
Директор издательства (100)
Главный редактор (86)
Заместитель главного редактора (76)
Начальник отдела маркетинга и подписки (76)


5-й грейд:
Начальник отдела рекламы (72)
Главный бухгалтер (72)
Начальник отдела журналистики (71)
Начальник отдела верстки и дизайна (64)
Начальник редакционного отдела (59)


4-й грейд:
Рекламист (44)
Журналист (42)
Специалист по методам расширения рынка сбыта (42)
Корреспондент (40)
Бухгалтер (39)
Специалист по связям с общественностью и печатью (39)


3-й грейд:
Редактор научный (34)
Фотокорреспондент (33)
Редактор литературный (32)
Референт (31)


2-й грейд:
Оператор компьютерной верстки (26)
Специалист по регистрации и учету подписки (23)


1-й грейд:
Оператор по введению данных в ЭВМ (12)
Курьер (9)

Этап ІV. Установление межквалификационных соотношений (должностных окладов) для каждого грейда

После формирования грейдов необходимо установить диапазоны для определения основной (базовой) заработной платы для должностей, вошедших в каждый грейд.


При установлении «вилки» окладов для каждого грейда предприятия нередко ориентируются на рыночные значения заработных плат. При этом используются разнообразные подходы:

  • нижнее значение должностного оклада — на уровне среднерыночного значения, верхнее значение — превышает его, например на 30%;
  • среднее значение должностного оклада — на уровне среднерыночного значения, максимальное — превышает его на 15–30%, минимальное — ниже среднего на 15–30% и т. д.


Действительно, для разработки конкурентоспособной компенсационной политики необходимо учитывать рыночные значения заработных плат и должностных окладов специалистов соответствующих профессиональных групп. Но не меньшее значение имеет обеспечение объективных междолжностных соотношений должностных окладов. Ориентация лишь на рыночные значения заработных плат может привести к нарушению внутренней справедливости при установлении должностных окладов. В этом случае ценность должности будет определяться исключительно конъюнктурой рынка труда без учета внутренних потребностей предприятия, его специфики, которая может приводить к возникновению у работников ощущения несправедливости в оплате труда со всеми возможными последствиями.


В связи с этим при разработке «вилки» должностных окладов необходимо учитывать как внешние (рыночные значения заработных плат и должностных окладов специалистов соответствующих профессиональных групп), так и внутренние факторы (ценность соответствующих должностей, финансовые возможности и т. д.).


Диапазоны можно формироваться двумя способами:

1) устанавливать для каждого грейда «вилку» должностных окладов;
2) определять интервалы межквалификационных соотношений (коэффициентов). Эти коэффициенты показывают, во сколько раз должностные оклады соответствующего грейда больше, чем определенная на предприятии минимальная заработная плата2.


Установленные вторым способом интервалы коэффициентов переводятся в «вилку» должностных окладов путем умножения минимального и максимального коэффициентов в «вилке» на установленную на предприятии минимальную заработную плату.


Хотя на практике первый способ более распространен при введении грейдовой системы оценивания должностей и оплаты труда, по нашему мнению, второй способ с методической точки зрения лучше. Он дает возможность точнее учесть потребности предприятия в дифференциации заработной платы, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, в трудовом законодательстве (повышение уровня минимальной заработной платы), финансовых возможностях предприятия и т. д.


Основные характеристики диапазонов:

  • соотношение между средним коэффициентом наиболее низкого грейда и средним коэффициентом наивысшего грейда;
  • тип роста средних коэффициентов в диапазоне;
  • ширина диапазона — разность между максимальным и минимальным коэффициентами в диапазоне;
  • перекрытие в диапазоне.


Рассмотрим более детально указанные характеристики и основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при разработке диапазонов.


Первая характеристика — соотношение между средним коэффициентом наиболее низкого и средним коэффициентом наивысшего грейдов. Решение этого вопроса сводится к определению: во сколько раз должностные оклады (необходимо обратить внимание, что речь идет о должностных окладах, а не о всей заработной плате, тем более компенсационном пакете) руководителей высшего звена управления должны быть большими, чем оклады работников, выполняющих простейшие работы.

Если определенное соотношение является небольшим, например 1:2, 1:3, это приводит к «уравниловке» и соответственно система оплаты труда не будет учитывать разность в сложности, ответственности, условиях труда и т. д. должностей, которые принадлежат к разным грейдам. В таком случае вся работа по оцениванию должностей для определения их ценности в организации, обеспечению объективной дифференциации заработной платы, усилению мотивации системы оплаты труда будет сведена на нет.

С другой стороны, большое соотношение (1:10 и более) будет приводить к социальной несправедливости, снижению мотивации, увеличению текучести работников низших грейдов, снижению заинтересованности руководителей высшего звена управления в результатах деятельности предприятия и получению премий и бонусов, поскольку они будут иметь высокие гарантированные должностные оклады.

В зависимости от финансовых возможностей предприятия, специфики деятельности, численности персонала, количества иерархических уровней управления и соответственно количества квалификационных групп (грейдов) такое соотношение может представлять от 1:4 до 1:8.


Вторая характеристика — тип роста средних коэффициентов в диапазоне. Возможны несколько вариантов роста средних значений:

  • первый вариант — постоянный абсолютный и регрессивный относительный рост средних значений в диапазоне. Он наиболее простой для построения;
  • второй вариант — прогрессивный абсолютный и относительный рост средних значений;
  • третий вариант — прогрессивный абсолютный и относительный рост средних значений. По всем другим уровням условий третий вариант экономически удобен, поскольку коэффициенты в грейдах, в которые входит наибольшее количество работников (3-й, 4-й грейды), наиболее низкие по сравнению с другими вариантами;
  • четвертый вариант — регрессивный абсолютный и относительный рост средних значений в диапазоне.


Третья характеристика — ширина диапазона — разность между максимальным и минимальным коэффициентами в диапазоне. Ширина диапазона зависит от первых двух характеристик. Чем большее соотношение между средним коэффициентом наиболее низкого грейда и средним коэффициентом наивысшего грейда, тем больше по всем другим уровням условий (тип роста средних коэффициентов в диапазоне, перекрытие в диапазоне) ширина диапазона.

Для разнообразных квалификационных групп (грейдов) может быть установлена одинаковая или разная ширина диапазона. При постоянном абсолютном и регрессивном относительном росте средних значений в диапазоне (первый вариант) ширина диапазона будет одинаковой для всех грейдов. При всех других вариантах ширина диапазонов будет отличаться.

Обратить внимание. При построении диапазонов целесообразно учитывать необходимость стимулирования индивидуальных результатов и достижений работников определенных категорий и профессий (должностей). Если в этом есть потребность, то диапазон для соответствующей квалификационной группы (грейда) должен быть более широким.

Гибкость в построении межквалификационных соотношений (таблица 6), возможность маневрирования коэффициентами (их изменениями) в пределах диапазона, установленного для определенной группы (грейда), создают дополнительные возможности для построения карьерного роста работников при условиях ограниченных возможностей должностного продвижения в организации.


Табл. 6. Пример построения межквалификационных соотношений

Грейд
Кmіn
Кmax
Среднее значение
в диапазоне, Ксред.
Абсолютный
рост, Ксред
Относительный
рост, Ксред., %
Ширина
диапазона
Перекрытие
в диапазоне
6-й
4,0
4,8
4,4
0,6
13,6
0,8
0,2
5-й
3,4
4,2
3,8
0,6
15,8
0,8
0,2
4-й
2,8
3,6
3,2
0,6
18,8
0,8
0,2
3-й
2,2
3,0
2,6
0,6
23,1
0,8
0,2
2-й
1,6
2,4
2,0
0,6
30,0
0,8
0,2
1-й
1,0
1,8
1,4
0,8


Четвертая характеристика — перекрытие в диапазоне. Использование перекрестного построения диапазонов создает дополнительные возможности для мотивации работников низших квалификационных групп (грейдов), стимулирования их к достижению новых уровней. При таких условиях компетентный и опытный работник, должность которого принадлежит к низшему грейду, может получать высший должностной оклад, чем работник, который только пришел работать на предприятие на должность, входящую в высший грейд.

При построении диапазонов нижнее значение квалификационных коэффициентов Кmin в грейде может содержаться на уровне среднего значения Ксред. предыдущего грейда к (не на уровне) максимальному значению Кmax предыдущего грейда. В приведенном примере (см. таблицу 6), Кmin 2-го грейда может быть установлен в диапазоне 1,4≤Кmin>1,8 (определен на уровне 1,6), Кmin 3-го грейда — в диапазоне 2,0≤Кmin>2,4 (определен на уровне 2,2) и т. д.

По данным таблицы 6 соотношение между средним коэффициентом самого низкого грейда и средним коэффициентом самого высокого грейда составляет 1,4:4,4, минимальными — 1,0:4,0, максимальными — 1,8:4,8. Тип роста средних коэффициентов в диапазоне: постоянный абсолютный и регрессивный относительный. Ширина диапазона: разность между максимальным и минимальным коэффициентами в диапазоне для всех грейдов составляет 0,8. Перекрытие в диапазонах: разность между максимальным коэффициентом предыдущего грейда и минимальным следующего грейда для всех грейдов составляет 0,2.

Разработанный вариант построения межквалификационных соотношений (коэффициентов) можно принять за основу и адаптировать к конкретным нуждам предприятия. В частности, в приведенном примере формирования грейдов по результатам оценивания должностей для предприятия, издающего газеты и журналы, наибольшее количество работников принадлежит к 3-му и 4-му грейдам. Большинство должностей этих грейдов непосредственно влияет на конечный результат. От производительности, качества и оперативности труда работников зависит конкурентоспособность изданий. На предприятиях издательской отрасли ограничены возможности для карьерного роста. Поэтому для более полного учета индивидуальных потребностей, личных достижений работников целесообразно для 3-го и 4-го грейдов увеличить ширину диапазона. Адаптированный вариант построения межквалификационных соотношений при условиях сохранения соотношения между средними коэффициентами самого низкого и самого высокого грейдов (1,4:4,4) приведен в таблице 7.


Табл. 7. Адаптированный вариант построения межквалификационных соотношений

Грейд
Кmиn
Кmax
Среднее значение
в диапазоне Ксред.
Абсолютный
рост Ксред.
Относительный
рост Ксред., %
Ширина
диапазона
Перекрытие
в диапазоне
6-й
4,0
4,8
4,4
0,5
11,4
0,8
0,4
5-й
3,4
4,4
3,9
0,7
17,9
1,0
0,4
4-й
2,6
3,8
3,2
0,8
25,0
1,2
0,4
3-й
1,8
3,0
2,4
0,6
25,0
1,2
0,4
2-й
1,4
2,2
1,8
0,4
22,2
0,8
0,4
1-й
1,0
1,8
1,4
0,8


В этом варианте — смешанный тип роста средних коэффициентов в диапазоне: до 3-го — 4-го грейдов — прогрессивный, начиная с 4-го — регрессивный. Абсолютный рост до 4-го грейда составляет 0,4; 0,6; 0,8, относительный рост до 3-го грейда — 22,2; 25,0 — это прогрессивный тип, т. е. с увеличением грейда увеличивается абсолютный и относительный рост. Начиная с 4-го грейда абсолютный рост составляет 0,8; 0,7; 0,5, относительный рост — 25,0; 17,9; 11,4 — регрессивный тип, т. е. с увеличением грейда уменьшается абсолютный и относительный рост. Средние значения увеличиваются, но темпы роста уменьшаются. Ширина диапазона колеблется от 0,8 (1, 2 и 6-й грейды) до 1,2 (3-й, 4-й грейды). Перекрытие в диапазонах для всех грейдов составляет 0,4.

При назначении работника на должность ему устанавливается минимальный должностной оклад грейда, к которому принадлежит соответствующая должность.

Обратить внимание. Некоторые предприятия на срок испытания при приеме на работу устанавливают работникам должностные оклады, ниже минимальных. Подобная практика является недопустимой.

Индивидуальные квалификационные коэффициенты работников могут пересматриваться. Учитывая личные достижения работников, результаты и стаж их работы на предприятии эти коэффициенты могут как увеличиваться, так и уменьшаться, но в пределах диапазона соответствующей квалификационной группы. Изменение квалификационного коэффициента будет влиять соответственно и на размер должностного оклада. На предприятии должны быть разработаны четкие правила повышения и снижения квалификационных коэффициентов, с которыми ознакомляют всех работников.

Разработанные интервалы коэффициентов переводятся в «вилку» должностных окладов путем умножения минимального и максимального коэффициентов в «вилке» на установленную на предприятии минимальную заработную плату. Например, минимальная заработная плата (фактически оклад) на предприятии установлена в размере 950 грн., тогда диапазоны («вилка») должностных окладов будут такими, как указано в таблице 8.


Табл. 8. Пример установления диапазонов должностных окладов, грн.

Грейд

Минимальный оклад

Максимальный оклад

Средний оклад

6-й

3800

4560

4180

5-й

3230

4180

3705

4-й

2470

3610

3040

3-й

1710

2850

2280

2-й

1330

2090

1710

1-й

950

1710

1330


Установленные диапазоны («вилки») окладов необходимо сравнить со среднерыночными окладами. Если в результате сравнения среднерыночные значения должностных окладов для отдельных должностей будут выше, чем это предусмотрено установленной «вилкой» соответствующего грейда, для обеспечения соответствия должностных окладов некоторых должностей рыночным значением можно воспользоваться несколькими способами.

Во-первых, переоценить должность. Если должность была недооценена, ее необходимо отнести к высшему грейду.

Во-вторых, пересмотреть межквалификационные соотношения:

  • изменить соотношение между средним коэффициентом низшего грейда и средним коэффициентом самого высокого грейда. При этом необходимо помнить, что изменение соотношений может привести к существенному увеличению фонда оплаты труда по должностным окладам;
  • усилить прогрессию коэффициентов соответствующих квалификационных групп (грейдов), что вызовет изменение ширины диапазонов («вилки»);
  • увеличить перекрытие в диапазонах.

В-третьих, расширить интервал («вилку») лишь соответствующего грейда, т. е. поднять максимальный оклад.

В-четвертых, повысить минимальный должностной оклад. Это может привести к увеличению фонда оплаты труда по должностным окладам.

В-пятых, ввести для отдельных профессиональных групп (должностей) персональные надбавки для сохранения установленных межквалификационных соотношений.

Указанные мероприятия необходимы для уменьшения текучести персонала среди определенных профессиональных групп в связи с низкой конкурентоспособностью компенсационной политики предприятия.

Завершающей процедурой этого этапа являются сравнения фактических должностных окладов работников предприятия с «вилками» должностных окладов, установленных для соответствующего грейда. На основании сравнения необходимо скорректировать должностные оклады: поднять их для тех должностей, оклады которых ниже предусмотренных «вилкой». Что же касается окладов выше верхней границы «вилки», их ни в коем случае не следует уменьшать. Эти должности необходимо также переоценить или ввести временные надбавки. Постепенно оклады должны выровняться по мере повышения минимального должностного оклада.


Этап V. Внедрение грейдовой системы

На этапе внедрения грейдовой системы важно проинформировать работников предприятия об изменении должностных окладов. Основные положения о системе оплаты труда должны быть отображены в соответствующих внутренних документах (коллективном договоре, положении об оплате труда и т. д.). Информация о грейдовой системе может быть размещена на сайте предприятия.
______________
1 Процедура оценивания рабочих мест похожа на процедуру оценивания должностей.
2 Этот способ характерен для тарифного подхода к разработке постоянной части заработной платы.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей