Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Правильно увольнять

Правильно увольнять

 

По своему опыту скажу, что увольнение — это процесс не только сложный, потому что тут присутствуют психологические аспекты, но еще и очень важный для всех его участников (руководителя, сотрудника и компании), поскольку последствия от результата могут быть разные.


Очень важную роль в этом процессе играет именно руководитель увольняемого сотрудника, поскольку в его задачи входит не только неприятная обязанность сообщить человеку о том, что компания больше не нуждается в его услугах. Он должен также сделать процесс расставания максимально щадящим, минимизировать негативные психологические последствия, ведь нередки случаи, когда уволенные сотрудники доставляли массу неприятностей своим бывшим работодателям.


Обиженный человек может создать негативный имидж компании. В поисках нового места, проходя собеседования с новым работодателем, он не откажет себе в удовольствии рассказать, как «на самом деле» обстоят дела на прошлом месте его работы. Если у сотрудника был доступ к какой-либо конфиденциальной информации, он может запросто «слить» ее (например, кадровую, маркетинговую или финансовую политики) или устроить долгие судебные разбирательства.


Кроме того, неправильные действия руководителя в процессе увольнения могут привести к волнениям в коллективе. Как правило, обиженный работник непременно обсудит с коллегами то, как несправедливо с ним обошлись и что «рано или поздно с ними поступят точно так же». Это может привести к тому, что какая-то часть персонала начнет искать новое место работы, снизится трудовая мотивация и лояльность к руководству.


Итак, давайте поговорим о том, как нужно правильно и без негативных последствий провести заключительное интервью с сотрудником. Как я сказала ранее, в данном процессе присутствуют психологические аспекты, поэтому на них я сделаю больший акцент.


Перед тем как проводить встречу с сотрудником, вам нужно как следует подготовиться. Во-первых, важно предугадать, как он поведет себя, получив нерадостное известие, — это поможет найти нужные слова и предпринять правильные действия. Вот некоторые рекомендации на этот счет.


Разница полов

 

Увольнение по своей сути — это стресс. Даже если сотрудник уже предполагает, что подобная неприятность может коснуться и его, все равно, быть готовым к ней и тем более спокойно реагировать на такие перемены не каждый способен.


Согласно различным психологическим исследованиям, стресс, вызванный увольнением, сильнее проявляется у мужчин. Женщины более гибко реагируют на стрессовую ситуацию и быстрее адаптируются к новым условиям, тогда как мужчины воспринимают увольнение как крушение жизненных планов. В это непростое время им приходится очень сложно, ведь они считаются сильным полом и должны обеспечивать своей семье комфорт и благополучие. Поэтому к увольняемому мужчине надо быть особенно внимательными.


Разница темпераментов

 

Все люди по-разному преодолевают кризис, и зависит это, в первую очередь, от нрава человека. Эмоциональные и «взрывные» личности обычно успокаиваются так же стремительно, как и загораются. Они бурно выражают свои эмоции, но довольно быстро преодолевают стрессовые ситуации. Для них увольнение пройдет относительно гладко: уже через несколько дней они придут в норму и будут строить планы на будущее.


Флегматики и меланхолики скупы на эмоции, поэтому сообщение об увольнении внешне их мало затронет. Но в этом-то и опасность: за напускным спокойствием скрываются глубокие внутренние переживания. Таким людям требуется гораздо больше времени, чтобы прийти в себя после потери работы, причем в некоторых ситуациях негативные эмоции могут постепенно накапливаться, стресс развивается по нарастающей, вызывая хроническую депрессию, и человек теряет смысл жизни. Для таких сотрудников желательно предусмотреть так называемый период адаптации: о вынужденном расставании с коллективом им нужно сообщить заранее и дать поработать в компании еще некоторое время (2-4 недели), чтобы смягчить период острого психологического кризиса. Этого времени обычно бывает достаточно для того, чтобы человек смирился с неизбежным и настроился на поиск новой работы.


Беседа об увольнении

 

Второе, что нужно продумать: как вы будете говорить с сотрудником. В психологии существует такой прием: позитив — негатив — позитив. Его смысл заключается в том, чтобы сначала перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, а в завершении разговора нужно обнадежить его и еще раз подчеркнуть сильные стороны. 

Первый позитив:

  • создайте положительную эмоциональную атмосферу во время беседы;
  • озвучьте достоинства сотрудника и его профессиональные навыки, которые вы ценили в работе.

Негатив:

  • сообщите об увольнении.

 

Рекомендации:

  • спокойно переждите последующие за этим эмоции; не перебивайте сотрудника, пусть выплеснет свои эмоции, даже если на вас обрушатся не слишком приятные откровения (кстати, внимательно прислушивайтесь к ним — это шанс узнать те негативные мнения и настроения в коллективе, которые обычно умалчиваются и не озвучиваются в лицо руководству);
  • не высказывайте активного сочувствия — это только усилит эмоции и усугубит негативную ситуацию;
  • не пытайтесь переложить всю вину за случившееся на самого сотрудника: не следует акцентировать внимание на негативных качествах человека, обвинять или упрекать его в чем-либо.


Второй позитив:

  • сделайте небольшую паузу: пусть сотрудник придет в себя после сообщения об увольнении;
  • подчеркните, что увольнение не зависит от личных качеств человека, а вызвано внешними причинами (кризис, трудности у компании и т.д.);
  • выразите уверенность, что увольняемый обязательно сможет раскрыть свой потенциал на другом месте работы;
  • сыграйте на честолюбии и амбициях: «Вы уже давно переросли свою должность, но в ближайшем будущем мы не сможем предложить вам ничего больше. Поэтому для вас увольнение — хороший повод дальше строить свою карьеру и получить возможность реализовать свои возможности»;
  • обсудите с сотрудником размер выходного пособия;
  • объясните, что потеря работы и поиск новой — не трагедия, а обычный этап любой деловой карьеры. Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, дать напутствия и советы по будущему трудоустройству: куда лучше обратиться, где можно пройти обучение, повысить свою квалификацию и т.д. Также вы можете дать сотруднику рекомендательное письмо. Конечно, все это имеет смысл только в том случае, если человек уходит из компании спокойно и без скандала.


Как прощаться


Прощаться с сотрудниками можно двумя способами. Выбор зависит от того, какой именно человек покидает коллектив. Если это рядовой сотрудник, руководитель может поблагодарить его за работу в своем кабинете и передать «выходные» документы. Если расставаться приходится с человеком, который проработал в компании долгое время и принес ей значительную пользу, можно устроить торжественные проводы с фуршетом и памятным подарком. Это не только смягчит горечь от увольнения у уходящего, но и создаст благоприятный психологический климат в коллективе: люди будут знать, что компания, не отнесется к ним равнодушно, а окажет уважение и поддержку. Это благоприятно скажется на трудовой мотивации и лояльности к руководству.


Помните: увольняемый не должен чувствовать себя ненужной вещью, не должно сложиться ощущение, что его использовали и выбросили на улицу. В любой ситуации проявляйте понимание и уважение к человеку.


Отрывок из комментария Елены Биркенгоф, директора по персоналу «Росинтер Ресторантс» для hh.ru.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей