Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Плохое сильнее хорошего. Как быть?

Плохое сильнее хорошего. Как быть?

Сердце перемен


Установка на поиск проблем — слабое место каждого из нас.

Психологи, изучавшие этот феномен — наше пристрастие ко всему негативному, — пришли к захватывающим выводам. В качестве иллюстрации полученных ими результатов давайте взглянем на следующий список, взятый с сайта «Учите английский дома». Это слова, описывающие эмоции. Мы выбрали первые двадцать четыре из алфавитного списка. Посмотрите, нет ли в них какой-то закономерности?

СЕРДИТЫЙ
РАЗДРАЖЕННЫЙ
ШОКИРОВАННЫЙ
ТРЕВОЖНЫЙ
ПРИСТЫЖЕННЫЙ
ОЗАДАЧЕННЫЙ
ОБМАНУТЫЙ
СМУЩЕННЫЙ
УВЕРЕННЫЙ
ОБЛАПОШЕННЫЙ
СВАРЛИВЫЙ
ПОДАВЛЕННЫЙ
ВОСХИЩЕННЫЙ
РАЗОЧАРОВАННЫЙ
ВОСТОРЖЕННЫЙ
ВОЗБУЖДЕННЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ЗАВИСТЛИВЫЙ
СКОНФУЖЕННЫЙ
РАЗЪЯРЕННЫЙ
ИСПУГАННЫЙ
ПОТРЯСАЮЩИЙ
СЧАСТЛИВЫЙ

ПОРАЖЕННЫЙ

Это 24 из самых популярных «эмоциональных» слов в английском языке, и всего шесть из них позитивные! В более подробном исследовании один психолог проанализировал 558 слов для описания эмоций — все, которые смог найти в английском, — и обнаружил, что 62% из них были негативными, а позитивными — лишь 38%. Это достаточно шокирующая диспропорция. Согласно старой городской легенде, у эскимосов есть 100 разных слов для обозначения снега. Оказывается, что негативные эмоции для нас — как снег для эскимосов.

Такая негативная ориентированность не ограничивается эмоциями. Нас всех поголовно тянет к негативу. Группа психологов провела обзор двух сотен статей и пришла к выводу, что в широком спектре человеческого поведения и восприятия остается верным следующий общий принцип: «Плохое сильнее хорошего».

Пример A. Люди, которым показывали фотографии плохих и хороших событий, дольше рассматривали плохие.

Пример Б. Плохие новости о других людях оказались привязчивее, чем хорошие. Люди обращали на них больше внимания, больше о них рассуждали, дольше помнили и придавали им большее значение при оценке человека в целом. Такая схема столь устойчива, что исследователи, занимавшиеся проблемой взаимного восприятия, придумали специальный термин: «позитивно-негативная асимметрия».

Пример В. Исследователи рассмотрели семнадцать работ о том, как люди интерпретируют и объясняют события в их жизни — например, как болельщики воспринимают спортивные события, а студенты описывают свой день в дневниках. Во многих сферах — на производстве, в политике, спорте и личной жизни — люди более склонны спонтанно обсуждать (и пытаться объяснить) не хорошее, а плохое.

Мы могли бы привести намного больше примеров, но лучше предоставим слово авторам исследования. Вот их последнее (разочарованное) замечание на эту тему: «Начиная писать этот обзор, мы предполагали, что найдем определенные исключения, которые очертят границы данного феномена… [но] нам не удалось обнаружить значимых сфер, в которых хорошее было бы последовательно сильнее плохого»

Итак, плохое сильнее хорошего. Как однажды сказал литературный критик Лесли Фидлер, многие писатели прославились, описывая супружеские проблемы, но еще не появился успешный роман о счастливом браке.

Вы спросите, как быть? Сместите акценты, ищите "яркие пятна". Как это делать, с массой интересных и вдохновляющих примеров - о победе над голодом во Вьетнаме, о самом худшем ученике Бобби и множество других - описано в книге.


Книга любезно предоставлена HR-Академикам издательством "Манн, Иванов и Фербер"

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей