Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ / Обзоры заработных плат: как сделать правильный выбор

Обзоры заработных плат: как сделать правильный выбор


Выбор обзора заработных плат как инструмента для формирования системы оплаты труда и системы мотивации — процесс достаточно сложный и «тонкий». Непродуманное использование обзоров, предлагаемых различными провайдерами, может не дать ожидаемого результата, оставить неприятный осадок. В то же время, правильное применение тщательно подобранного обзора заработных плат способствует привлечению высококвалифицированных специалистов, снижению излишней текучести кадров, положительно влияет на деятельность компании в целом, ведет к росту ее конкурентоспособности на рынке труда.

Эффективный компенсационный пакет является одним из наиболее весомых конкурентных преимуществ каждой компании, поскольку позволяет обеспечить привлечение и удержание персонала, стимулирует его к высокопроизводительной деятельности. Важно отметить, что необходимость тщательного изучения уровня заработных плат и компенсационных пакетов, предлагаемых различными работодателями, продиктована высокой динамикой развития современного рынка труда. Наиболее полными и надежными источниками подобной информации являются обзоры заработных плат и компенсационных пакетов, которые уже стали достаточно популярными и доступны от ряда провайдеров, в частности, от консалтинговых компаний и рекрутинговых агентств.


Обзоры заработных плат позволяют определить положение компании на рынке и ее конкурентоспособность как работодателя, быть в курсе последних тенденций в области оплаты труда, помогают разрабатывать систему мотивации персонала, полагаясь на достоверные данные.


Перед тем, как принять решение о том, какой из обзоров заработных плат и компенсационных пакетов приобрести, вам необходимо сформулировать цель, с которой ваша компания будет его использовать. Среди наиболее типичных целей можно назвать следующие:

  • сравнение уровней оплаты сотрудников в вашей компании с уровнем оплаты таких специалистов на рынке труда, по отрасли в целом;
  • формирование полноценных и оптимальных по затратам компенсационных пакетов;
  • составление ежегодного бюджета компании;
  • определение приоритетов при разработке политики управления персоналом.

Зачастую формируется комплекс целей, для достижения которых информации, содержащейся в одном обзоре, может быть недостаточно. В таких случаях возникает потребность в приобретении нескольких специальных (отраслевых, региональных и т. д.), наиболее отвечающих нуждам компании обзоров.


Одним из наиболее важных показателей полезности и адекватности информации для компании — пользователя Обзора является возможность сопоставления данных об уровнях вознаграждения, о кадровых политиках и практиках компаний, которые представлены в Обзоре, с собственными данными. Именно поэтому при выборе Обзора заработных плат и компенсационных пакетов необходимо обращать внимание на множество различных аспектов:

  • состав компаний — участниц исследования;
  • наличие и формат представления информации о фиксированной и переменной частях вознаграждения, о различных видах переменной части;
  • наличие и формат представления информации о различных видах дополнительного нематериального вознаграждения;
  • возможность сопоставления должностей: тех, которые рассмотрены в Обзоре, с теми, которые существуют в вашей компании;
  • время составления итогового отчета;
  • репутация компании-составителя;
  • предлагаемые варианты приобретения Обзора.
Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

Состав компаний — участниц исследования


Первым шагом в определении адекватности сравнения данных компании — пользователя Обзора с данными компаний-участниц является анализ характеристик последних. Очень часто уже по приведенному списку компаний, принявших участие в исследовании, пользователь Обзора может определить, насколько полезным и корректным будет сравнение. Тем не менее, список участников — это всего лишь первый признак качества выборки.

Далее обычно рассматривается отраслевая принадлежность компаний-участниц, так как каждая сфера бизнеса имеет свою специфику, свои практики в области вознаграждения. И если информация по должностям и специальностям, общим для всех отраслей, содержится в большинстве предлагаемых на рынке обзоров, то информации о должностях и специальностях, специфических для какой-либо сферы деятельности, в них может не оказаться. Именно в связи с этим в последнее время наблюдается все возрастающий интерес к специальным отраслевым обзорам.

Ситуация на рынке труда, наличие необходимых специалистов, уровень их квалификации, равно как и стоимость жизни в различных регионах страны могут существенно различаться. Соответственно различаются и уровни вознаграждения. Для того чтобы эффективно структурировать оплату труда сотрудников компании, работающих в ее филиалах и отделениях в различных регионах страны, чтобы привлекать специалистов для работы в определенном регионе, важно располагать данными о принятых там уровнях оплаты. Эти данные можно получить из специальных региональных обзоров, либо же из регионального среза общих обзоров.


Еще одним критерием качества выборки, который может оказаться не менее важным для компании — пользователя Обзора, является размер компаний, участвовавших в исследовании. Размер компании чаще всего характеризуется объемом продаж (оборотом) и количеством сотрудников. Согласитесь, что сравнивать крупную производственную компанию, количество персонала в которой исчисляется тысячами, скажем, с представительством иностранной компании со штатом в пять человек некорректно.

Информация о форме собственности и организационно-правовой форме компаний — участниц Обзора является дополнительным показателем репрезентативности выборки. Следует иметь в виду, что даже при сопоставимых уровнях денежного вознаграждения кадровые политики и процедуры, набор и объем льгот в большинстве случаев существенно различаются в иностранных и отечественных компаниях, а также в компаниях с разными организационно-правовыми формами.

Фиксированная и переменная части вознаграждения


Благодаря продуманной структуре вознаграждения и правильному соотношению фиксированной и переменной частей, компенсационный пакет выполняет возложенную на него функцию стимулирования персонала. К примеру, выплата переменной части вознаграждения по результатам труда, позволяет значительно увеличить отдачу сотрудников и, как следствие, позитивно влияет на результаты деятельности компании. Поэтому, выбирая обзор, поинтересуйтесь, в каком формате представлена информация о соотношении фиксированной и переменной частей вознаграждения.


Важно располагать информацией и о механизмах расчета и выплаты переменной части вознаграждения.


Сопоставление должностей


Одним из ключевых моментов, которые влияют на качество Обзора заработных плат и компенсационных пакетов, является возможность сопоставления должностей (Job Matching). Эта процедура проводится независимо от того, принимала ли компания участие в исследовании или ею был приобретен готовый Обзор.


Инструментом, применяемым для сопоставления должностей, является Описание должностных обязанностей, которое должно содержать информацию о месте должности в организационной структуре (уровне подчиненности), выполняемых обязанностях, степени ответственности, необходимых для работы знаниях и навыках. Поскольку эти характеристики должности у разных компаний могут существенно различаться, то для сравнения необходима общая база. При проведении обзоров, должности, существующие в компаниях-участницах, сравниваются с определенным образом усредненными описаниями типовых должностей. Сопоставление описаний должностей компании-пользователя с описаниями должностей, представленных в Обзоре, хорошо «работает» для позиций, общих для всех видов бизнеса и всех отраслей экономики. Если вам нужно узнать «стоимость» должностей, специфических для определенного вида бизнеса, может возникнуть необходимость в проведении отраслевых обзоров.


Время составления отчета


В дополнение к уже перечисленным критериям, с которыми рекомендуется подходить к выбору Обзора заработных плат и компенсационных пакетов, стоит упомянуть время составления отчета. Этот критерий оказывает значительное влияние на принятие решения об участии в исследовании или о покупке готового Обзора, поскольку информация, содержащаяся в итоговом документе, требуется в основном при пересмотре заработных плат и составлении бюджетов на оплату труда.


Пересмотр зарплат проводится чаще всего ежегодно: 96% компаний-участниц Обзора-2020 пересматривают заработные платы раз в году, и только 4% — дважды в год. Как правило, раз в год проводятся и обзоры заработных плат.


Естественно, при привязке заработной платы к валюте, важную роль играют политики компании в отношении определения валютного курса. Компании могут использовать курс Центробанка на дату выплаты заработной платы, могут сами определять валютный курс и процедуры для ежемесячного пересчета заработной платы, а многие используют свой зафиксированный на целый год курс.


Компания-составитель


Можно выделить две группы компаний — составителей обзоров: рекрутинговые агентства и консалтинговые компании. От компании — составителя Обзора зависят практически все его характеристики: достоверность, полнота представления, системность и структурированность данных, наличие описания должностей, а также цена итогового отчета (различная для участников исследования и просто покупателей). Нужно иметь в виду, что чем выше степень конфиденциальности, которую обеспечивают компании-провайдеры при проведении исследования, тем более высока вероятность раскрытия компаниями-участниками реальных данных.


Приобретение или участие?


Показателем гибкости компании — составителя Обзора является предоставление возможности выбора: принять участие или приобрести готовый отчет.


Основным преимуществом приобретения готового Обзора является неразглашение конфиденциальных данных, экономия времени на сопоставление должностей и заполнение опросника. Кроме того, исследования проводятся в строго определенное время и срок их проведения ограничен, и это, свою очередь, также оказывает влияние на принятие решения приобрести готовый продукт. Основным же недостатком покупки готового Обзора является его более высокая стоимость для «неучастников». Она может быть на порядок выше, нежели при участии компании в проведении обзора.


С другой стороны, от участия в подобных исследованиях может быть получена значительная методологическая и методическая польза. Специалист, принявший участие в проведении обзора, начинает намного лучше разбираться в методологии проведения обзоров в целом, а также в особенностях систематизации и анализа информации. Кроме того, упоминание имени компании в качественно подготовленном обзоре заработных плат и компенсационных пакетов наряду с именами других лидеров российского и мирового рынка — это вопрос престижа и косвенная реклама.


Учитывая, что стоимость участия в обзоре относительно невелика, иногда для компании целесообразно участвовать в нескольких исследованиях одновременно. Это даст возможность сравнивать данные, полученные из разных источников, и, позволит вам принять действительно обоснованные решения по вопросам вознаграждения персонала.



Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей