Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Модель стратегического видения - 5 пар очков

Модель стратегического видения - 5 пар очков


пять очков будущегоПять пар очков для будущего. Как научиться лучше понимать будущее с помощью Элтвилльской модели. Перо Мичич

Будущее нельзя увидеть раньше, чем оно настанет. Однако многие люди принимают решения, основываясь на собственном видении завтрашнего дня. В книге футуролога Перо Мичича освещаются проблемы “менеджмента будущего” и “методологии прогнозирования будущего”. Первые три главы, где Мичич излагает свои концепции, могут оказаться непростыми для понимания, но с четвертой главы, в которой автор представляет метафору пяти моделей очков, содержание приобретает более практическое значение. В книге содержится много наглядных бизнес-кейсов для директоров и руководителей корпораций, частных инвесторов и всех, чья работа связана с принятием решений. Необычный анализ будущего, который предлагает Мичич, будет чрезвычайно полезен в работе, особенно для тех, у кого не очень развиты способности к стратегическому мышлению.

Отчетливее видеть вдаль

В Элтвилльской модели стратегического мышления используется метафора “пяти пар очков для будущего”, которая помогает системно прорабатывать различные варианты будущего развития событий и готовиться к ним, используя тактику семи шагов. Первый шаг – подготовительный: на этом этапе вы собираете информацию, необходимую для планирования будущего. Затем следует поочередное использование “пяти пар очков”, и, наконец, заключительный шаг – включение менеджмента будущего в вашу повседневную деятельность.

С помощью этой карты вы сможете планировать будущее компании – не только ближайшее, но и отдаленное.

Пять подходов к будущему

Пять пар очков для будущего помогут вам понять перспективы и укрепить свою организацию, введя в действие надежную модель управления будущим. У каждой пары очков – собственные функции:
  • Синие помогают проверить ваши предположения о перспективах развития событий.
  • Красные позволяют предвидеть, какие сюрпризы могут вас ждать.
  • Зеленые показывают наиболее оптимистическую картину будущего.
  • Желтые фокусируют ваш взгляд на цельном стратегическом видении.
  • Фиолетовые подсказывают, как составить конкретный план действий.


Синие очки: что там, впереди?

Ваша повседневная деятельность основана на предположениях о том, что ждет в будущем вас и вашу организацию. В свете синих очков приобретут очертания наиболее вероятные будущие события. Это поможет вам преодолеть чрезмерную сложность и запутанность картины. Начните с ответов на два основных вопроса:

1. Какой информацией об ожидаемых переменах я располагаю?
2. Какие изменения, скорее всего, произойдут, какие произойдут с некоторой вероятностью, а каких вряд ли стоит ожидать?

Чтобы использовать синие очки с наилучшим результатом, нужно осознать, что вы не в состоянии предугадать будущее. Будьте осторожны в своих оценках предстоящих перемен: то, чего вы ждете, может и не произойти. Синие очки помогут понять, насколько ваши предположения обоснованны. Попросите коллег и друзей оценить ваши гипотезы и сравнить с их собственными представлениями о будущем.

Ваши выводы относительно будущих событий определяют стратегию вашей компании. Если ваши оценки окажутся неверными, компания проиграет. Оценки будущего не менее важны для отдельных людей при планировании собственной жизни – того, где им предстоит работать, с кем заключать брак и так далее. Предположения о будущем, основанные на достоверной информации, позволят сократить практически безграничное число вариантов развития событий. Такой анализ даст вам возможность размышлять о будущих событиях системно. С помощью синих очков вы определите следующее:

  • Ключевые вопросы. Составьте список вопросов для сбора информации, необходимой для предсказания грядущих изменений в вашей отрасли. С их помощью вам будет легче учесть все факторы, которые в будущем окажут влияние на деятельность вашей организации (действия клиентов, новые технологии, состояние рынка, благополучие организации, новые правила, распоряжения или законы, относящиеся к вашей сфере деятельности).
  • Факторы, влияющие на развитие ситуации. Тенденции или технологии, которые способны нарушить существующее положение дел.
  • Сигналы. Индикаторы, которые подскажут вам, что предстоят изменения или значимые события.
  • Проекции будущего. Каждое утверждение должно касаться того, как изменится определенный параметр в будущем.
  • Сценарии будущего. В отличие от проекций, отражающих каждый из значимых факторов в отдельности, сценарии описывают целый комплекс факторов.
  • Предположения. В основе концепции синих очков лежит идея информированного предположения. К примеру, вы можете сказать: “Мы с 80%-ной вероятностью предполагаем, что 60% населения города Х к 2020 году будут составлять отдельно проживающие лица, не состоящие в браке”.

Надевая синие очки, вы должны смотреть на мир объективно, как беспристрастный наблюдатель. Ваша позиция должна быть “реалистичной, аналитической, основанной на опыте и в меру консервативной”. Чем больше у вас опыта, тем лучше вы сможете оценить, какие варианты развития событий следует считать вероятными, а какие – нет. Чтобы подтвердить свои мысли, подкрепите наиболее существенные предположения заслуживающими доверия данными из надежных источников. Чем больше вы найдете подтверждений тому, что события будут развиваться в предсказанном вами направлении, тем более надежными окажутся ваши прогнозы.

Вот какой должна быть очередность шагов при использовании синих очков (планируя личное будущее, любой человек может руководствоваться этой же схемой):

  • Создайте “команду управления будущим”.
  • Установите достаточно протяженный отрезок времени – к примеру, 10 лет, – который будет охвачен вашим прогнозом.
  • Сформулируйте пять ключевых вопросов.
  • Определите, какие именно факторы окажут наиболее существенное влияние на ваше будущее.
  • Решите, какие индикаторы считать самыми важными.
  • Для каждого из предположений рассмотрите 3–6 проекций.
  • Всей командой оцените индивидуальные прогнозы, сделанные каждым из ее членов. Привлеките для оценки сторонних экспертов.


Красные очки: чем нас удивит будущее?

Смотря сквозь красные очки, вы сможете лучше представить самые фантастические сюрпризы, которые вас ожидают. Поскольку эти события крайне маловероятны, позвольте воображению отправиться в свободный полет. Спросите себя: “Что может подкинуть нам будущее и как к этому подготовиться?” Красные очки помогут вам понять, как непредсказуемые события могут повлиять на развитие вашей организации или на вашу собственную жизнь. Они заставят вас продуктивно относиться к неопределенности. Наглядный пример: в 1871 году Джордж Томкинс Чесни опубликовал повесть “Битва при Доркинге”, в которой Германия успешно завоевывает Великобританию. Эта выдуманная история повергла британское общество в сильное беспокойство, заставив о многом задуматься.

В итоге англичане изменили свою военную стратегию и стали уделять больше внимания оборонительным мероприятиям.

Проиграть не слишком реалистичные сценарии предстоящих событий очень важно: такие события способны разрушить вашу организацию или, напротив, дать ей серьезные конкурентные преимущества. Подготовив заранее план действий на случай маловероятных, но тем не менее возможных событий, вы выстроите превентивные стратегии для предотвращения катастроф. Составьте список вопросов, касающихся возможных ударов судьбы, к примеру:
  • Из-за чего спрос на наши услуги может неожиданно и резко упасть?
  • Каким образом развитие технологий может привести к тому, что наша продукция окажется невостребованной?
  • Какие катаклизмы в природе и обществе способны повлиять на наш бизнес?

Надевая красные очки, старайтесь смотреть на мир нарочито пессимистично. Затем проделайте с вашей командой по управлению будущим следующие шаги: разработайте прогнозы и сценарии внезапных изменений, ранжируйте их по степени значимости и разработайте планы действий на случай их наступления.

Зеленые очки: какие перед нами откроются возможности?

Надев зеленые очки, вы сумеете распознать стратегически важные потенциальные возможности и решить, как следует действовать уже в самое ближайшее время, чтобы ими воспользоваться. Именно этот подход помог корпорации Toyota создать Toyota Prius – первый гибридный автомобиль, запущенный в серийное производство.

В компаниях, открывших для себя новые возможности развития, сотрудники полны оптимизма и не испытывают проблем с мотивацией. Один из самых полезных инструментов для стимулирования поиска новых перспектив – список вопросов, например:
  • Какие новые рынки нам имеет смысл разрабатывать?
  • Как нам завоевать новых клиентов?
  • Какое новое партнерство позволит нам добиться конкурентных преимуществ?

Узнайте больше о том, как другие компании в прошлом успешно использовали неожиданно появившийся шанс, – тогда вы сможете определить самые перспективные направления. Людям, планирующим собственное будущее, на этом этапе следует очертить список возможностей для профессиональной самореализации.

Зеленые очки требуют от вас рефлексии, позитивного отношения к жизни, надежды на лучшее. Насколько реальными окажутся шансы, которые предоставит вам будущее, зависит от способности вашей организации ими воспользоваться. По иронии судьбы, чем опытнее люди, тем труднее им вообразить, сколько благоприятных перспектив ждет их впереди. Специалисты часто не задумываясь отметают те или иные возможности, считая их несерьезными. Как гласит азиатская пословица, “в голове новичка – миллионы возможностей, в голове мастера – всего несколько”. Однако, будь вы неопытный новичок или зрелый мастер, отбросьте робость! Начните работать над возможностями, увиденными в свете зеленых очков.

Желтые очки: какое будущее мы сами хотим создать?

Желтые очки позволят вам сформировать картину будущего компании. Благодаря этому видению вы сможете выбрать наиболее выгодное направление и достичь поставленных целей. В желтом – солнечном – свете вы увидите, какой станет ваша компания через десять лет, и представите захватывающий дух вариант отдаленного будущего. Желтые очки – это возможность правильно разработать миссию и стратегию, дать своим сотрудникам видение перспективы, донести до них не только краткосрочные, но и долгосрочные цели компании. Стратегическое видение позволит обособиться от конкурентов. Задайте себе несколько стандартных вопросов, к примеру:
  • Какой мы хотим видеть нашу компанию в 20... году? (Человек, планирующий свое будущее, может спросить себя: “Что еще я хотел бы попробовать сделать в жизни?”)
  • Каким образом мы будем принимать решения и воплощать их в жизнь?

Желтые очки помогут вам сформулировать стратегическое видение компании. Типичный пример такой формулировки: “В 2018 году мы станем крупнейшим в Европе производителем средств индивидуальной косметики”. Ваши повседневные решения основываются на картине будущего компании, рисуя которую вы должны быть умеренно консервативны. Разработайте от трех до десяти вариантов стратегического видения, затем выберите тот, который больше всего подходит вашей фирме. Привлеките команду управления будущим для оценки вашего варианта стратегического видения. Сделав свой выбор, постарайтесь обеспечить стратегическому видению компании поддержку коллектива. Регулярно возвращайтесь к нему, дорабатывая ее с учетом меняющихся обстоятельств.

Фиолетовые очки: как будем действовать?

Самая лучшая стратегия не имеет смысла, если у вас нет достойного плана действий. Фиолетовые очки дадут вам возможность составить реалистичный план достижения ваших стратегических целей. Используйте их для проработки вопросов руководства проектами, стратегического и оперативного планирования (разработки сбалансированной системы показателей), анализа критического пути проектов и тайм-менеджмента. С помощью фиолетовых очков вы сможете достигать поставленных целей, находить успешные практические стратегии и воплощать их в жизнь. Они помогут найти ответ на вопрос: “Как разработать стратегию будущего, которая приведет нас к нашему видению?”

Фиолетовые очки – это способ наметить необходимые шаги к достижению желаемого будущего, которое вы увидели через желтые очки. Задайте себе основные “стратегические вопросы”, например: “Какие стратегические цели помогут выполнить миссию компании?”, “Какие проекты необходимо осуществить, чтобы выполнить поставленные задачи, и какие средства для этого потребуются?” Характерный пример стратегической цели: “К концу следующего года запустить новое бизнес-направление в области оптоэлектроники”.

Чтобы достичь поставленных целей, вам нужны определенные виды ресурсов и правильно выбранные критерии оценки. Фиолетовые очки требуют прагматического подхода. Убедитесь, что вами поставлены ясные цели, и установите адекватные сроки выполнения задач. Вы уже работали над созданием несколько вариантов видения, теперь же вам требуется разработать примерный список целей. Ваша стратегия должна соответствовать вашим предположениям. Планируя личное будущее, на этом этапе следует поставить перед собой разумные цели, избегая излишней самоуверенности.

Об авторе
Перо Мичич – автор концепции управления будущим, председатель правления FutureManagementGroup AG.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей