Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Лидерство и пол

Лидерство и пол


Как использовать знания о гендерных различиях, чтобы преуспеть в бизнесе

(Leadership and the Sexes: Using Gender Science to Create Success in Business)

Гендерные различияВесьма полезная книга. Авторы доказывают преимущества разумного подхода к гендерной теме; они уверены, что деловые люди смогут добиться заметно лучших результатов, используя полученные знания о разнице полов и применив изложенные в книге методы. Правда, следует признать: хотя авторы весьма осторожно подходят к вопросам пола и избегают излишних обобщений, временами они все же слишком категорично заявляют о биологической основе тех или иных аспектов мужского и женского поведения. Невзирая на это, книгу будет интересно прочесть менеджерам, специалистам по персоналу и всем, кто интересуется проблемами взаимоотношений полов.

Научный взгляд на гендерные проблемы

Где бы мы ни жили, в какую страну ни приехали, всюду мужчины и женщины ведут себя по-разному, причем особенности их поведения обусловлены не только социально, но и биологически, поскольку мужской и женский мозг имеют разное строение. Разобравшись в тонкостях гендерных характеристик, вы сможете более эффективно управлять своей компанией, используя специфические умения мужчин и женщин.

Для начала примите к сведению два основных положения. Первое: изменить или повлиять на свойственное мужчинам и женщинам поведение не так просто, как утверждали теоретики феминизма. Второе: гендерные особенности представлены широким спектром качеств, от типично женских до типично мужских. Представителей разных полов отличает друг от друга очень многое: память (женщины лучше запоминают детали); речь (женщины более многословны); зрительное восприятие (сетчатка у мужчин и женщин устроена по-разному); эмоции (женщины быстрее и активнее формируют эмоциональные связи); покупательские особенности (процесс покупок у женщин больше связан с эмоциональной сферой). Кроме того, мозг женщины содержит больше белого вещества, а мозг мужчины – серого, что приводит к различиям во взглядах и поведении.

Для исследования гендерной специфики структуры мозга используют методы позитронно-эмиссионной томографии, позволяющей отслеживать нервную деятельность, магнитно-резонансной томографии, дающей изображение кровотока, и однофотонной эмиссионной томографии, отражающей мозговую активность. С помощью этого инструментария ученые установили три области, в которых мозг мужчин и женщин существенно различается.

• Кровоток. Чем активнее та или иная зона мозга, тем сильнее к ней приливает кровь. В мозге мужчины кровь активнее всего приливает к пространственно-механическим центрам в правом полушарии, а в мозге женщины – к вербально-эмоциональным центрам в обоих полушариях. В результате для мужчин основной является пространственная ориентация, а для женщин – вербальная. Встречаясь с кем-то, мужчины склонны беспрестанно двигаться, а женщины – проговаривать все детали. Тот факт, что мужской мозг содержит больше серого вещества, означает, что прилив крови к нему побуждает мужчин сосредоточиться на одной-единственной задаче.

В свою очередь, женщины, обладающие большим объемом белого вещества, смотрят на мир более широко. Кроме того, у женщин более активна поясная извилина, расположенная в лимбической системе мозга, что позволяет им постоянно пересматривать свой взгляд на окружающую реальность. В результате они действуют исходя из более глубокого понимания контекста проблемы. И наконец, мужской и женский мозг отдыхают по-разному: мозг мужчины быстрее отключается от реальности.

• Структура. Женщины обладают более крупным гиппокампом – извилиной, участвующей в работе механизмов памяти, – что позволяет им лучше запоминать де-тали происходящего. Таким образом, команда, состоящая как из мужчин, так и из женщин, окажется более успешной в анализе ситуации. Мозжечковая миндалина у женщин также крупнее по размеру, поэтому представители сильного и слабого полов реагируют на конфликтные ситуации по-разному. У женщин в случае кон-фликта сигнал поступает в вербальные центры мозга, а у мужчин – передается не-посредственно телу, что и определяет их склонность к физическому реагированию.

• Химия. На мышление мужчин и женщин влияют различные гормоны. У мужчин выделяется значительно больше тестостерона и вазопрессина, которые обуслов-ливают стремление к защите территории и агрессивному поведению. У женщин, в свою очередь, вырабатывается больше серотонина и окситоцина, что делает их более спокойными и помогает устанавливать отношения.

Вследствие различий в строении мозга мужчины и женщины используют неодинаковые лидерские стратегии. Женщины предпочитают партнерство. Они легко находят подход к людям и с удовольствием работают в команде. Мужчины, в свою очередь, предпочитают решать проблемы в одиночку и склонны выстраивать чисто деловые отношения.

Практическое использование знаний о полах

Знания о гендерных особенностях можно применить в следующих ситуациях:

1. Переговоры. Мужчины и женщины ведут переговоры по-разному, обращая внимание на различные факторы. Женщины лучше мужчин понимают чувства собе-седников, считывают невербальные сигналы и выстраивают отношения в группе. Мужчины же склонны внимательнее относиться к фактам и идти на риск. Им лучше удается оказывать давление на контрагентов и добиваться результата. Чтобы извлечь максимальную пользу из гендерных различий, задействуйте в подготовке переговоров представителей обоих полов. Пусть лидером вашей команды станет самый способный и коммуникабельный сотрудник. Возможно, женщине-лидеру, хорошо владеющей приемами аргументации, имеет смысл взять себе в помощники мужчину, который сможет сосредоточиться на сухих фактах. Ваша осведомленность о сильных и слабых сторонах полов должна помочь повлиять на ход переговоров – от установления взаимопонимания до достижения желаемого результата.

2. Встречи. Любая деловая встреча – это стресс, на который, как известно, мужчины и женщины реагируют неодинаково. Женский организм начинает производить больше окситоцина, помогая разрешить ситуацию путем установления партнерских отношений. В организме мужчины, напротив, вырабатывается больше тестостерона, провоцирующего освобождение от стресса через агрессию. Во время сложного разговора мужчина может с трудом следить за перипетиями беседы: его мозг не приспособлен к работе в многозадачном режиме и может в какой-то момент отчаянно запросить отдыха. Тяга к агрессивному поведению заставляет мужчину бессознательно искать путь к доминированию над собеседником. Женщины, в свою очередь, чувствуют себя гораздо комфортнее при обсуждении многофакторных проблем и без труда следят за ходом беседы, не упуская ни одной детали. Однако оппоненту легче будет заставить женщину замолчать, поскольку склонность к агрессивному самоутверждению у нее не столь выражена. Чтобы облегчить мужчинам-партнерам участие в разговоре, женщинам следует высказываться более конкретно, составлять повестку дня, напрямую связывать каждую свою реплику с целью встречи, фокусируясь на идеях, а не на чувствах. Мужчинам, в свою очередь, необходимо сосредоточиться на том, чтобы слышать и понимать собеседников, контролировать гнев, стараться включить в разговор отмалчивающихся и при случае не скупиться на похвалу другим участникам дискуссии. При этом и те и другие должны избавляться от негативного влияния устаревших гендерных стереотипов. Приветствуйте разно-образие подходов, смотрите на проблему с точки зрения обоих полов и используйте дух конкуренции в интересах дела.

3. Общение. Можно выделить пять основных различий в способах общения пред-ставителей слабого и сильного полов. Во-первых, женщины более словоохотливы, а мужчины склонны перебивать собеседника. Во-вторых, женщины чаще критикуют себя, а мужчины – других. В-третьих, мужчинам важен результат, а женщинам – процесс достижения цели. В-четвертых, мужчины чаще говорят о своих достижениях, тогда как женщины охотнее задают вопросы и преуменьшают собственные таланты. Наконец, в-пятых, для женщин важны личные эмоциональные воспоминания, к примеру, касающиеся семьи, а мужчин волнуют факты, вопросы доминирования и ситуации, в которых большие группы людей объединяются ради выплескивания социальной агрессии, например спорт или война.

4. Конфликты. После неприятного события все люди испытывают эмоции в одной и той же последовательности: сначала раздражение, потом досаду и, наконец, гнев. При этом чувства у представителей двух полов проявляются по-разному. Мужчина в гневе ищет физического доминирования, больше бранится и старается дис-танцироваться от ситуации, нередко оказываясь не в состоянии вернуться к про-блеме и найти решение. Женщины в большей степени эмоционально вовлекаются

в конфликт и чаще принимают происходящее близко к сердцу. Они стараются сформулировать решение проблемы раньше, чем мужчина бывает к этому готов. В конфликтной ситуации представителям обоих полов нужно сознательно дать себе установку на то, чтобы успокоиться, выразить свои чувства и пересмотреть взгляды на конфликт и его участников. Чтобы позитивно разрешить проблему, следует воздержаться от поиска виноватого. Можно сделать перерыв, закрыв на время больную тему или даже покинув помещение, но затем все-таки нужно вернуться и найти решение.

Как учитывать гендерные вопросы в управлении

Лидеры, осведомленные в области гендерного восприятия, помогают женщинам – сотрудникам своей компании добиваться успеха не потому, что это доброе дело (хотя так оно и есть), а потому что иная политика обходится дорого. Женщины лучше понимают клиентов одного с ними пола, а ведь именно они совершают большинство покупок. Более того, отказавшись поддержать женскую часть коллектива, вы можете оказаться в той же ситуации, что и компания Deloitte & Touche, которая проделала огромную работу, нанимая талантливых женщин, однако так и не сумела их удержать. Только когда руководители компании осознали, что представители двух полов предпочитают по-разному решать проблемы и что оба подхода выгодны фирме, им удалось резко снизить текучку персонала. Фирма IBM пошла по тому же пути. С подачи главы компании Лу Герстнера IBM решила повысить свою привлекательность как работодателя, а заодно и производительность труда за счет более глубокого понимания гендерных особенностей. Для этого лидерам корпорации пришлось стать наставниками, демонстрируя правильный стиль поведения и обучая ему подчиненных, в результате чего представители обоих полов стали чувствовать себя одинаково комфортно на рабочем месте.

Женщины ждут от лидера уважения, понимания, возможности предоставить им время для частной жизни, а также наставничества. Они хотят, чтобы работодатель ценил их вклад в работу компании и поощрял мужчин находить общий язык с коллегами-дамами. Самим женщинам, в свою очередь, необходимо проявлять настойчивость в выстраивании карьеры, а также уделять внимание обучению представительниц своего пола. Пытаясь решать гендерные вопросы и поддерживать женщин, вы можете столкнуться с тем, что многие отрицают или недооценивают необходимость подобных действий. В этом случае приводите научные данные о гендерных особенностях, дополняя их экономическими аргументами о выгоде, которую получит компания при грамотном подходе. Учите сотрудников любого пола использовать свои сильные стороны.

Большинство тренингов по гендерным вопросам ориентировано на нужды женщин, а проблемы мужчин при этом полностью игнорируются. Между тем многим мужчинам довелось встречать коллег или руководителей женского пола, высокомерно критикующих их за “типично мужские недостатки”, отрицающих и даже высмеивающих их достижения. Таким мужчинам в первую очередь требуется более благожелательное отношение со стороны противоположного пола. Как и женщинам, мужчинам нравится, когда их уважают и ценят такими, какие они есть. У представителей сильного пола много достоинств, и самые яркие из них заслуживают внимательного рассмотрения. Во-первых, мужчины сильны в “конкурентном системном мышлении”. Они с уважением относятся к большим системам, в которые включены и которые стремятся поддерживать и защищать. К примеру, если в юридическом конфликте женщину, как правило, волнует судьба вовлеченных в него людей и семей, мужчина, скорее всего, будет эмоционально поддерживать институт как таковой – например закон или справедливость. Во-вторых, мужчины с большей готовностью идут на риск ради поддерживаемой ими идеи или системы. В-третьих, мужчины умеют справляться с трудностями и переживать поражения, считая их шансом проверить себя и обрести уверенность.

Представители сильного пола нуждаются в помощи для поддержания гармоничного равновесия между работой и личной жизнью. По данным биохимии, мозг мужчины подвергается существенной перестройке после того, как он становится отцом. Увеличивается выработка окситоцина, что способствует формированию семейных связей. В это время устремления мужчины меняются: теперь ему нужно свободное время, которое он мог бы провести с родными. Кроме того, мужчинам следует помогать налаживать отношения с женщинами-коллегами. Когда представитель сильного пола впадает в гнев, руководитель может снизить накал страстей, сфокусировав внимание на поиске решения проблемы. Обсуждая результаты работы мужчин, следует сосредоточиться на целях и задачах, а не на процессах.

Осознание руководством проблем взаимоотношений полов важно для всех. От того, на-сколько успешно вы управляете подчиненными и обучаете их, зависит, сумеете ли вы сохранить свою команду. От вас требуется справедливое отношение, помощь в профессиональном росте и способность по достоинству оценить проделанную работу. Умелое наставничество даст женщинам чувство взаимопонимания, а мужчинам поможет лучше чувствовать тонкости вербального и социального поведения. В качестве наставника вы должны предложить своим сотрудникам карьерную и психологическую поддержку, а также с готовностью делиться своими знаниями о гендерных проблемах. Женщин следует поощрять к открытому выражению своих мыслей, особенно относительно собственных достижений. Если женщина переживает стресс, подробно обсудите возникшую проблему, и любые критические замечания высказывайте лишь в контексте достигнутых успехов. Поддерживайте мужчин, открывая перед ними карьерные перспективы и помогая налаживать отношения с женщинами-коллегами. И, какого бы пола ни были ваши сотрудники, используйте для дискуссий методику “идея – границы – проверка”: сначала сформулируйте идею, затем обозначьте границы темы и, наконец, убедитесь, что собеседник понял вас правильно.



Об авторах

Майкл Гуриан – соучредитель Gurian Institute, автор более 20 книг, в том числе “Партнеры-лидеры”.

Барбара Аннис – руководитель компании Barbara Annis & Associates, автор книги “Одни слова, разный язык”.

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей