Здравствуйте, Лев!
Прошлым летом вы проходили в HR-Академии курс по компенсациям и льготам. Но вы не эйчар, а владелец компании. Скажите, пожалуйста, пригодился ли вам курс, удалось ли что-то использовать в работе? Если да, то что?
Перед тем как отвечать, просмотрел еще раз свои 16 уроков. Честно говоря, с большим удовольствием – большой объем информации и удачная игровая форма подачи материала.
Чтобы было понятно, давайте я сначала коротко опишу свою компанию. Наш бизнес - торговля наручными часами. Сотрудников можно поделить на три группы:
1. бэк офис, (переписка с клиентами, банковские операции),
2. склад-офис-магазин (продажа товара, учет товара, упаковка),
3. отдел логистики (развозка товара по Москве).
Главная идея, которую я осознал во время курса, это необходимость привязки премий к стратегическим целям компании. Делается это путем декомпозиции стратегических целей и формирования KPI для отдельных подразделений или сотрудников. На примере торговой компании «СМАК» во время курса все это подробно объяснялось.
Итак, что мы внедрили у себя.
1. Для бэк офиса мы ввели премию в зависимости от числа рассылок предложений товара для клиентов. Раньше убедить их в том, что прямые продажи товара – это важно, не получалось. Теперь это работает – они понимают, что компании нужна эта работа, она готова доплачивать за инициативу и переработки.
2. Мы стали выплачивать ежемесячную премию сотрудникам склада и магазина за превышение оборота над планом. К сожалению, она пока работает не в полную силу. Возможно, они до конца не понимают свою способность увеличить оборот компании или нужно упростить для них расчет этой премии – привязать к ежедневным заданиям.
3. Для водителей решили премию не вводить, но оплачивать их работу сдельно – по числу пройденных маршрутов за день. Думаю, это было правильное решение - мы не переплачиваем, если работы нет. А у водителя нет причин "тянуть время", долго ездить. Водитель стал больше успевать делать развозок по Москве.
Кроме того, сформулировав стратегию, я понял, что нужно высвобождать свое время для развития бизнеса. Так появилась доплата за новую для сотрудников функцию - формирование заказов на новый товар. Эту работу я раньше делал сам и считал ее крайне сложной и ответственной. Оказалось, что сотрудники владеют большим объемом информации, и делают это с большим удовольствием за небольшие дополнительные деньги даже лучше меня.
Еще мне очень пригодились знания о процедуре внедрения новой схемы оплаты – что нужно это делать постепенно, выплачивая заработную плату по-старому и при этом рассчитывая по-новому, попутно объясняя сотрудникам, что и как рассчитывается.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как это было? Было ли сопротивление у людей, какие-то курьезы? Удалось ли все с первого раза или пришлось вносить коррективы и делать абгрейд?
Начнем с того, что я долго не решался уменьшить оклад (чтобы увеличить переменную часть заработной платы). Но эта сложность в итоге преодолена - за меня это постепенно делает инфляция. Второй сложный момент был в том, что все наши сотрудники очень давно работают, они дружны и свято уверены, что должны получать одинаковую зарплату. Таким образом, очень полезную идею курса об установлении оклада в зависимости от уровня компенсируемых факторов должности внедрить не удалось.
Какие темы программы курса для вас еще оказались полезны, как для руководителя? А что, наоборот, показалось скучным и не нужным?
Интересной была глава о бюджетировании расходов на персонал, но у нас компания небольшая, и это мы не стали внедрять. Так же не пригодились идеи о грейдировании персонала, создании штатного расписания, анкетировании сотрудников, знания о том, как рассчитывать компенсации для топов.
Конечно, курс для HR специалиста по компенсациям и бенефитам был больше, чем мой объем работы с персоналом. Но я не жалею, надеюсь, когда создам большую компанию, придется перечитывать уроки еще раз.
Что пожелаете нашим студентам - руководителям подразделений и компаний? А что студентам-эйчарам?
Руководителям желаю начинать выстраивать новую – стимулирующую - систему окладов и премий прямо с сегодняшнего дня. И обязательно иметь написанные цели компании на ближайшую перспективу, чтобы в работе с людьми отталкиваться от этих целей.
Студентам-эйчарам желаю со временем открыть свою компанию, например, по подбору фриланс сотрудников. Это мне представляется весьма полезной услугой, иначе работодателю приходится тратить много времени при низкой уверенности в качестве.
Большое спасибо, Лев! Желаем вам развития вашего бизнеса в новых интересных направлениях и высоко мотивированных сотрудников!