Приходит время, когда назревает критическая масса взаимных претензий, и нежелание услышать друг друга затмевает последнюю надежду на мирное разрешение сложной жизненной ситуации. Каждый раз одно и тоже.
О чем это я? Да все о том же, о своей каждодневной работе - со всеми конфликтами, ссорами, постоянными выяснениями, кто прав и круче остальных. Для чего, спрашивается, все это происходит? Задумываться нет времени, рутина затягивает своими ежеминутными проблемами , а задуматься все же стоит и необходимо выделить на это время - так же, как мы выделяем его для важных переговоров и встреч. Почему? Потому что иначе этот кошмар не закончиться никогда.
Почему никогда? Потому что каждый раз все повторяется сначала! Что я называю кошмаром - это работа с большим коллективом, где в простроенной и вроде отлаженной модели работы ты все равно постоянно натыкаешься на какую-то невидимую стенку, преодолеть которую невозможно автоматически. Тогда приходиться применять административное «насилие», после чего кто-то всегда остается в «униженном» положении. В результате снижается его мотивация к работе и далее понижение во всем финансовым показателям.
И вот подошло время очередного конфликта. Да не просто конфликта, а практически системного сбоя. О чем речь? История не нова: предприятие расширяется, места для работы не стало хватать , и все вдруг как-то стали мешать друг другу . Вроде бы, чего проще - взять одного , другого, да и рассадить врозь (надо запомнить это слово, оно потом сыграет свою роль). Но не тут то было! У каждого нашлось невероятное количество аргументов, чтобы не делать как предлагают другие коллеги, и в процесс включились все сотрудники, которых затрагивал процесс переезда в другие помещения. Директор по привычке включал административный нажим, и что вышло? Поверить не могу, что сам это слышал и видел: сотрудники серьезно заговорили об увольнении с предприятия. И это не молодые – ветреные юноши и девушки, а взрослые и состоявшиеся личности, руководители отделов, давно работающие на предприятии. Хочу заметить, что данное предприятие находится в 300 километров от Москвы, не в городе, а в небольшом поселке городского типа.
Вечный вопрос - Что Делать?
Все, – сказал я себе, - пора начинать!
Собрал в кабинете директора и ключевых руководителей – нас собралось десять человек. Что дальше?
- Друзья, сейчас мы будем играть (вот еще глупости, - промелькнуло у большинства в глазах). - У игры реальная задача, можем уложиться за 40 минут - максимум час, согласны? Вялое кивание головами, дескать да, а в умах уже догадки рисуют, как их будут сейчас разводить на удобный для руководства вариант решения проблемы.
- Так вот, друзья, правила такие. Я ведущий или модератор, слежу за соблюдением правил, а также у меня есть один голос, такой же равный как и у каждого из нас, отменяются все должности и невидимые авторитеты, все сейчас равны . Далее. Никто никого не перебивает и не спорит, мы совсем не спорим и не полемизируем, только добавляем наши точки зрения в общий котел. Высказаться обязаны все присутствующие. Мы сидим за круглым столом, и его центр - это место, куда мы все кладем то, что говорим - любая мысль, произнесенная вслух, достояние этой копилки.
- Итак, давайте начнем. Цель такая – мы должны расставить всех сотрудников по «своим» местам так, чтобы всех это вариант устроил, а главное, чтобы это решение было выгодно самому предприятию, т.е. должно иметь «разумную достаточность». Я начну первым для того, что бы все поняли, как это работает.
И я высказал свою идею, как нам рассадить все отделы и задействовать освободившиеся площади для общей пользы (ключевая фраза - общая польза, на ней я акцентировал внимание всех присутствующих). Что было дальше наверно и так понятно: каждый высказывал и аргументировал сугубо свою точку зрения, подкрепляя ее тяжелыми фактами. Прошел круг, высказались все, надо признать, что особо напоминать правила не потребовалось, лишь пару раз директор пытался по инерции «включить начальника», но это действительно было по инерции, и он быстро настраивался на тональность круглого стола.
Я взял слово в продолжение мероприятия:
- Друзья , давайте сделаем выводы из того, что здесь прозвучало , т.е посмотрим в нашу копилку, что мы имеем. От 10 человек у нас есть 11 предложений, и все они практически разные, как это возможно? Почему у нас так получилось, что скажете?
Руку подняла молодая руководитель юридического отдела и сразу всем в лоб выдала диагноз: «Вы знаете, - сказала она, - я считаю, что проблема в нас самих, мы хотим навязать свою точку зрения другому, а другого не хотим услышать и принять его решение только потому, что оно не мое, хотя оно намного лучше для предприятия, а значит, мы себя ставим выше предприятия и всех кто здесь работает»
Я в шоке - вот так запросто взять и выдать 100% правильный ответ? Что это за состояние, когда мы собираемся в круг? Как эта энергия, которая нас сейчас объединяет, заставляет делать так быстро замечательные выводы?
- Хорошо, друзья, все ли согласны? Уже бодрее: «Дааа».
- Тогда заходим на второй круг. Давайте теперь выскажемся так, как будто мы должны принять решение для самого дорогого человека на земле, для своего ребенка или родителей , причем ваше решение должно быть действительно искренним, иначе формальное отношение заметят все присутствующие. Не все смогли выдать то, что я просил как ведущий, но те сотрудники, которые смогли, создали такую температуру, которая «растопила» лед в отношениях. Люди действительно старались выйти из состояния для себя. Особенно хорошо удалось это женщинам – интересно, как материнский инстинкт может сильно помочь в неожиданном месте. Те кто не смог выразиться вслух, очень горячо поддержали выступающих и даже переживали за то, что не смогли сформулировать свои мысли в слова (возможно не каждому это и дано). Атмосфера, друзья мои, атмосфера установилась - просто чудо.
Результат – всплыли неизвестные ранее новые обстоятельства дела , так как до этой встречи не все хотели обмениваться полной информацией или, точнее, блокировали ее специально. Рассмотрев все обстоятельства с новой «необычной» для всех точки зрения (как для близкого человека) , приняли решение самое оптимальное для предприятия , а не для себя. Посмотрел на часы – обнаружил, что прошло два с половиной часа. Не хотели расходиться. Вслух произнесли и все согласились , что раннее решение о перестановке могло повредить некой внутренней целостности коллектива. Это значило, что «врозь» люди не хотели, а как объединиться - не знали! Мой директор так расчувствовался, что готов был разделить свой кабинет (на полном серьезе). А главные слова я услышал такие: « … а ведь так можно решать любые вопросы и даже личные». И это уже начало нового мышления для каждого персонально и для всех вместе в нашей компании.
Через пол часа, когда все разошлись, обнаружил у себя на электронной почте два письма от сотрудников с одним словом «Спасибо» . А я-то что сделал? Круглый стол - это чудо.
Следующий день, еженедельное большое совещание. Двое коллег входят в ступор, перерастающий в конфликт, мешающий директору вести совещание. Как результат конфликта - возможное торможение ввода новой продукции. Так как они вчера в нашем круге не присутствовали, мой призыв: всех на круглый стол, сразу после совещания. В конфликте мужчины – значит, обязательно зову женщин, кто участвовал вчера в круге.
15 минутный перерыв. Собираемся за круглым столом - нас всего пять человек.
- Итак, друзья, давайте начнем. Объясняю правила, предоставляю слово и что слышу в ответ? «А мы уже в перерыве обо всем договорились, вопросов друг к другу не имеем и более того, будем вместе реализовывать ввод продукции предприятия на данном этапе, так как это эффективно и выгодно предприятию». Два дня, два состояния шока, наверное, это перебор… А что стряслось на перерыве? Что поменялось? Не говорят, просто пожимают плечами. Но вижу, что действительно напряжения нет ни во взгляде ни в голосе. Все расходятся. Дело действительно идет, где подвох? Оказалось, что пока шел перерыв, женщины - участницы прошлого круглого стола - объяснили участникам конфликта, как надо решать любые проблемы. Что самое ценное - это наш коллектив и предприятие, и что мы работаем не за деньги, а за хорошее жизненное настроение и радостное состояние души (в их интерпретации). Мужчины переговорили на двоих, и когда мы собрались … дальше я уже писал, что было .
Рассказал собственник агро-промышленного холдинга, Максим. Фамилию в целях конфиденциальности не упоминаем.