Задание:
Крупнейшая российская авиакомпания, один из лидеров в мире, в связи с увеличением флота и интенсивности рейсов, обратилась к Вам с целью подбора пилота на воздушное судно Boeing–737.
Сложность бизнес-задачи:
- Дефицит летных кадров в России.
- Строгие и специфические требования к кандидату (определенный налет часов, уровень английского и опыта работы пилотом).
- Профессиональные пилоты большую часть своего времени проводят в воздухе и за пределами РФ, что сильно усложняет задачу переговоров с кандидатом.
- Они покоряют небесные выси, а не просторы сети Интернет, поэтому постинг сообщений на работных сайтах будет малоэффективным.
С чего начать поиск кандидата? Какую тактику выбрать? Какие инструменты следует применить? Читайте два очень разных решения! И складывайте их вместе!
Решение победителя конкурса Михаила Башлия из г.Запорожье (Украина):
С чего лучше начать поиск кандидата?
Начать лучше с детального обсуждения с заказчиком требований к специалисту. Получить четкое представление о том, кого конкретно мы будем искать, какие требования будут обязательными, а какие второстепенными (=желательными). Узнать, готов ли заказчик рассматривать кандидатов с опытом работы на более сложных моделях, таких как Boeing 757. Кстати, главным конкурентом семейства самолетов Boeing 737 является семейство Airbus A320, а практически полный российский аналог Boeing 757 — Ту-204. Важно изначально уточнить, будет ли заказчик рассматривать кандидатов с опытом работы на других аналогах Boeing 737, учитывая дефицит специалистов, т.к. это может существенно расширить карту поиска. Какую тактику выбрать? Только активный поиск может дать результат, плюс постоянный диалог с заказчиком.
Какие инструменты следует применить?
1. Составление карты поиска:
-
прямой поиск (составление списка потенциальных "компаний-доноров" в РФ, которые имеют в наличии Boeing 737 и, соответственно, самих пилотов; поиск возможных рекомендателей среди бывших сотрудников этих компаний, которые смогут порекомендовать нужного нам специалиста)
-
рекомендации у сотрудников компаний, которые проводят переподготовку и сертификацию пилотов на Boeing 737-757, поиск возможностей получить доступ к их базе выпускников (например, balticaa.com, iatc.aero) или через компании, которые выдают свидетельства линейного или коммерческого пилота. Кроме этого, наверняка есть и государственные организации, которые ведут реестры пилотов, получивших эти свидетельства (например, по аналогии с базой данных обычных водительских удостоверений, куда занесены все данные, где выдан и срок действия, серия, номер, ФИО водителя и пр.)
-
поиск специалистов в профессиональных сетях и сообществах, поиск через профессиональные форумы в интернет
-
посещение профессиональных тусовок и тематических конференций, где мы сможем выйти на людей, которые знают нужных нам кандидатов (например, №1, №2)
-
поиск через базу бывших выпускников летных/авиационных училищ и университетов гражданской авиации (около 9 в РФ, 3 в Украине)
-
например, использовав инструмент boolean search, мы получим ссылки на похожие статьи с интервью и мнениями "командир воздушного судна Boeing 757 пилот Х", а потом сможем найти и человека и его блог. большой популярностью в РФ пользуется сайт www.aviamarket.ru - там можно найти немало специалистов в авиации, к которым можно было бы обратиться за рекомендацией
-
Boeing 737 - реактивный пассажирский самолет, скорей всего заказ идет от компании, имеющей лицензию на осуществление пассажирских перевозок, следовательно, компания имеет определенное число сотрудников, с опытом работы в других авиакомпаниях, вероятно, они смогут выступить в качестве рекомендателей.
-
тенденция отрасли в РФ "сейчас в российских авиакомпаниях большая часть перевозок выполняется воздушными судами с иностранной регистрацией и на них могут летать пилоты-иностранцы" - в этом случае существуют популярные ресурсы, где можно найти подходящих кандидатов с других стран: findapilot.com, flightwork.com
-
поиск через агентства, специализирующиеся на подборе персонала в данной сфере (например, aviapersonal.ru, avia-uspeh.ru). Интерес представляет не их готовность проводить активный поиск специалиста на нашу вакансию, а наличие в их базе интересующих нас кандидатов, уже готовых принять предложение о работе, ведь эти агентства работают в данной отрасли не первый день.
2. Формирование long list - список найденных кандидатов, которые соответствуют формальным требованиям, обсуждение списка с заказчиком.
3. Переговоры/собеседования с выбранными кандидатами, мотивация на рассмотрение нового предложения. У пилотов тоже есть личное время, которое они могли бы выделить на рассмотрение новых предложений - «наземные работники отдыхают дважды в неделю, или 2х52 недели в году = 104 дня. В 2012 году праздничных дней 12, включая пять новогодних. Плюс 28 дней оплачиваемого отпуска. За вычетом 8 выходных, пришедшихся на отпуск, получится 136 дней в году», а «задача переговоров с кандидатами за пределами РФ» может быть решена посредством Skype
4. Составление short list - список подходящих кандидатов, с которыми уже прошла личная встреча и они заинтересованы в рассмотрении нового предложения о работе. Предоставление списка заказчику, организация встреч выбранных кандидатов с заказчиком и т.д.
Ответ
Решение обладательницы приза симпатий HR-Академии Виктории Радьковой из Ст.-Петербурга.
Ключевая задача в данном случае, на мой взгляд – чтобы представители целевой аудитории элементарно узнали о данной вакансии. С учетом имеющихся у нас ограниченных ресурсов мы должны задействовать максимальное количество каналов для донесения нужной нам информации.
1. Сам потенциальный кандидат.
Безусловно, специфика деятельности потенциального кандидата такова, что он не проводит основное время в Сети, в отличие от сотрудников офиса. Но, тем не менее, современный темп жизни и технические возможности способствуют тому, чтобы человек много времени проводил в Интернете. Поэтому размещение объявлений о поиске специалиста в соц.сетях (с перепОстом по друзьям и друзьям друзей, в группах по интересам ЦА…), на проф. специализированных форумах вроде Forumavia.ru даст определенный поток откликов (либо самих кандидатов, либо людей, связанных тем или иным образом с потенциальными кандидатами).
Помимо прочего, мы можем через фильтры найти в соц.сетях или выпускников специализированных ВУЗов, или, собственно, зарегистрированных потенциальных кандидатов (через наименование места работы конкурентов или выборка по профессии/должности). В этом случае мы можем напрямую обратиться в форме личного предложения рассмотреть данную вакансию или выразить глубокую признательность за рекомендации специалиста, которому она может быть интересна.
И, конечно же, нельзя на 100 % исключать вероятность просмотра потенциальным кандидатом работных сайтов, и необходимо разместить объявление о вакансии на основных job-ресурсах.
2. Преподаватели ВУЗа, сертификационных курсов и др.
Пилот – это профессия, которая предполагает серьезное обучение и тесный контакт с преподавателями в процессе. Кроме того, это мужская профессия (имеющая долю риска), что позволяет предположить наличие т.н. крепкой мужской дружбы или глубокого уважения к представителям преподавательского административного состава ВУЗа. Скорее всего, взаимоотношения после выпуска поддерживаются значительно чаще, чем в среднем «по больнице». Поэтому также вполне разумно найти опытных преподавателей по специальности (обращение напрямую в ВУЗ, поиск через соц.сети…) и обратиться с просьбой о рекомендации.
И здесь скорее акцент на личном обращении и стимулировании активизации личных контактов, поскольку понятно даже без вникания в специфику, что работодатели и так с ВУЗами активно сотрудничают.
3. Друзья, коллеги других профессий, знакомые
Нередко информация об интересных предложениях поступает «по знакомству». Поэтому мы можем задействовать наиболее крупные и популярные интернет-ресурсы (форумы) общей тематики (напр., в СПб таким ресурсом можно назвать Littleone.ru) и в разделе, посвященному поиску работы создать топ с обсуждением вопросов, связанных так или иначе с гражданской авиацией и пилотами. Вплоть до темы из разряда «Хочу работать стюардессой: плюсы и минусы профессии». Смысл состоит в том, чтобы начали высказывать мнение или давать советы люди, которые так или иначе связаны с этой темой. И уже после этого под другим ником вполне нормально обратиться через личные сообщения к написавшему с просьбой о рекомендации.
Люди любят и высказывать свое мнение, и проявить себя носителем знаний, поэтому, как правило, просеяв песок, можно обнаружить золото.
Сюда можно отнести активных участников (не обязательно пилотов) и модераторов проф.специализированных форумов, офф-лайн клубов. На ресурсах с «историей» опять же, как правило, люди знают друг о друге больше, чем просто ник. Часто проводят встречи в реале. И обращение напрямую за рекомендацией также может принести успех.
4. Семья
Никто так не заинтересован в благополучной трудовой деятельности нашего потенциального кандидата, как его семья. И родственники также являются отличным каналом передачи информации. Они могут получить ее через те же источники, что и Друзья. Но кроме прочего, мы можем задействовать и их самих.
Для примера (в общем виде). Также на опр.общедоступных интернет –ресурсах мы можем опубликовать открытое БЕСПЛАТНОЕ предложение по помощи при поиске работы и поддержке профессиональных изменений (вследствие декрета, неудовлетворенности карьерой, зп и т.п.) жен пилотов, моряков … (с подтверждением) Сформулировать, что количество участников ограничено, а в поддержку входит рекомендации по резюме и советы по поиску работы. Как от кадрового агентства это будет более чем логично. Да, это от нас потребует несколько больше времени (но не критично), но зато это прямой контакт с теми людьми, которые могут сподвигнуть интересных кандидатов к общению с нами (даже если они не в активном поиске). К тому же, понимая проблемы заинтересованных людей (родственников), мы можем договориться с работодателем о малозначительных с т.з. денег, но эффективных бонусах. Например, для молодой мамы это может быть помощь в устройстве ребенка в детский сад (или еще к.-л. организационно-консультационная помощь, ресурсом для которой, как правило, вполне обладает крупная компания), которые повысят значимость предложения еще до, собственно, предложения.
5. Работники «обслуживающих» подразделений аэропорта (дьюти-фри, кафе и пр.)
К этим людям лично или через сеть можно обратиться за рекомендацией, т.к. вероятнее всего, то или иное общение происходит.
Т.о. главная задача – создать входную «воронку». Это не столь затратно по времени, если:
- определить с заказчиком географию (насколько готов рассматривать кандидатов из регионов). Если да, то определить компании в регионах, которые находят в наиболее бедственном положении, и в поиске сделать акцент на их сотрудниках;
- оперативно произвести определение четких параметров для поиска (напр., специализированные ВУЗы, сертификационные курсы);
- сформулировать для каждого «канала» базовые тексты (мотивирующее объявление о вакансии, письмо-обращение о рекомендации к каждой целевой группе…);
- определить основные офф и он-лайн ресурсы для поиска рекомендодателей и прямого размещения информации.
Помимо прочего, если это принято в компании, то рассмотреть вариант предложения бонуса за сотрудничество (опр.сумму или процент по результатам прохождения испытательного срока рекомендованным кандидатом). Это не всегда можно озвучивать в первом обращении (чтобы не обидеть, возможно, чувствительных людей), а можно дополнить благодарность за внимание (несмотря на отказ) во втором письме (личном общении).