По мотивам прочтения книги Эмоциональное лидерство.
Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта
(Primal Leadership: Realizing the Power of Emotional Intelligence)
Daniel Goleman © 2002
Авторы этой книги, опираясь на результаты исследований в области психологии и нейрофизиологии, показывают, что секрет выдающегося лидерства кроется в высокоразвитом эмоциональном интеллекте лидера. Авторы убеждены, что с помощью целенаправленных и систематических тренировок любой человек способен развить в себе важнейшие с точки зрения лидерства навыки – самосознание, способность к самоконтролю, социальную компетентность и умение налаживать отношения с окружающими.
В начале были эмоции
Лидерство тесно связано с эмоциональной сферой человека и его подсознанием. Выдающийся лидер умеет зажечь огонь в сердцах других. Нет никаких сомнений в том, что управление эмоциональным состоянием людей играет главную роль в лидерском успехе. Можно выделить две разновидности эмоционального воздействия лидера на окружающих – “резонанс” и “диссонанс”. Резонанс – это положительное воздействие, при котором эмоциональное состояние подчиненных становится созвучным эмоциям лидера. Обратный эффект называется диссонансом: в этом случае лидер утрачивает эмоциональную связь со своей аудиторией. Эмоциональная сфера человека – это открытая система: эмоции одновременно являются и реакцией на переживания других, и стимулом, вызывающим ответную эмоциональную реакцию. Хорошо известно, что наши эмоции заразительны. Даже незнакомые люди способны без всяких слов передавать друг другу свое эмоциональное состояние.
Основная задача подлинного лидера – научиться управлять своими эмоциями, чтобы нужным образом воздействовать на эмоции других и заражать их оптимизмом. Положительно настроенные сотрудники в свою очередь подсознательно передают свое психологическое состояние клиентам и коллегам. В результате укрепляется трудовая дисциплина, растет удовлетворенность клиентов, производительность труда и прибыль.
Резонанс и диссонанс
Диссонанс вреден для психического и физического здоровья человека. Наиболее распространенные типы лидеров, вызывающих диссонанс своими действиями: деспот, запугивающий и унижающий подчиненных; лицемер, у которого слова постоянно расходятся с делом и которого волнует только собственная карьера; нечуткий руководитель, который пытается вызвать у подчиненных положительный эмоциональный резонанс, не замечая, что те находятся во власти негативных эмоций.
Умение повести людей за собой обусловлено самыми древними функциями человеческого мозга. В первобытную эпоху высокая эмоциональная чуткость была необходима человеку для выживания, однако с развитием общества на первый план вышла способность контролировать свои чувства. Талантливые лидеры помогают людям направить эмоции в конструктивное русло.
Индивидуальные и социальные составляющие лидерства
Основу лидерства составляют четыре компонента, охватывающих две сферы – индивидуальную и социальную. К первой относятся саморегуляция и самосознание, ко второй – социальная компетентность и управление взаимоотношениями.
Способность к саморегуляции предполагает обладание следующими навыками и качествами:
Самоконтроль. Это умение сдерживать негативные эмоции и направлять их в конструктивное русло. Лидеры, обладающие этим навыком, спокойно реагируют на критику и сохраняют ясность ума даже в самой напряженной ситуации, излучая спокойствие и уверенность, которые передаются подчиненным.
Открытость. Слова подлинного лидера никогда не расходятся с делом. Его поступки лишены двусмысленности, он всегда искренен и готов признать свои ошибки.
Высокая адаптивность. Настоящий лидер реагирует на перемены, не впадая в панику. Он понимает, что бизнес – это постоянная непредсказуемость. Он отличается психологической гибкостью, умеет сохранять внутреннее равновесие и держать удар. Когда обстоятельства меняются, он меняется вместе с ними.
Воля к победе. Волевые лидеры неустанно стремятся к покорению новых вершин. Это стремление не мешает им быть реалистами: взвешивая риски и выгоды, они исключительно прагматично подходят к постановке целей.
Инициативность. Лидеры не ждут подарков от судьбы, а используют любую возможность, чтобы достичь своих целей. Они не допускают, чтобы реализация планов зависела от внешних обстоятельств, и легко меняют правила игры – или вообще пренебрегают ими, если те противоречат здравому смыслу.
Оптимизм. Лидеру нужно пребывать в неизменно хорошем расположении духа и уметь видеть позитив в любой ситуации.
Точная самооценка. Истинные лидеры знают свои слабые и сильные стороны. Они обладают чувством юмора, приветствуют конструктивную критику, готовы учиться на своих ошибках и не боятся просить помощи.
Уверенность в себе. Настоящий лидер точно знает, на что он способен. Он не избегает решения сложных проблем, а воспринимает их как проверку своих способностей.
Социальная компетентность состоит из следующих компонентов:
Эмпатия. Это качество позволяет лидеру настраиваться на эмоциональную волну другого человека. Он слушает, наблюдает и находит правильный подход к людям любой социальной или этнической принадлежности.
Организационная осведомленность. Обладающие этим качеством лидеры хорошо разбираются в тонкостях корпоративной политики. Они чувствуют, какие силы противостоят друг другу, а также знают сильные и слабые стороны каждого игрока.
Предупредительность. Лидер должен создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи и благожелательности.
В основе умения управлять отношениями лежат следующие элементы:
Вдохновение. Талантливые лидеры вызывают в подчиненных эмоциональный резонанс, заражая их своим энтузиазмом и передавая им свое видение будущего. Они воодушевляют людей собственным примером.
Влияние. Авторитетные лидеры знают, что нужно говорить и делать, чтобы убедить людей последовать за собой. Они умеют уговаривать, пробуждать интерес, заручаться поддержкой нужных лиц, заводить и использовать нужные связи.
Помощь другим в самосовершенствовании. Настоящие лидеры помогают людям развиваться. Из них получаются хорошие наставники.
Содействие переменам. Стратегически мыслящие лидеры понимают, какие преобразования необходимы организации, и не боятся “раскачивать лодку”. Они отстаивают свою точку зрения и говорят правду, даже если она не нравится начальству.
Разрешение конфликтов. Опытные лидеры быстро понимают позиции сторон. Чтобы достичь компромисса, они разъясняют сторонам их общие интересы.
Командная работа и сотрудничество. Талантливые лидеры создают в коллективе атмосферу сотрудничества и всегда готовы прийти на помощь.
Стили лидерства
Можно выделить шесть стилей лидерства: четыре положительных, вызывающих резонанс, и два отрицательных, порождающих диссонанс. К положительным относятся:
1. “Мечтатель”. Побуждает людей работать на достижение общей цели. Такой стиль наиболее эффективен в ситуации, когда требуется пересмотр приоритетов и четкая постановка новой задачи.
2. “Наставник”. Такой руководитель умеет связать цели организации с индивидуальными целями сотрудников, он никогда не теряет позитивного настроя и знает, как повысить производительность труда своих подчиненных.
3. “Товарищ”. Лидер этого типа сплачивает людей, а его умения особенно востребованны, когда между сотрудниками возникают разногласия или когда в стрессовой ситуации испытывают на прочность отношения в коллективе.
4. “Демократ”. Сразу дает понять, что самое важное для него – это сотрудничество и открытость в общении. Он принимает решения на основе консенсуса и действует с помощью убеждения. Такой стиль особенно уместен, когда успех компании зависит от того, налажен ли обмен информацией между начальником и подчиненными.
Отрицательные стили лидерства:
1. “Педант”. Управление с помощью личного примера часто бывает эффективным, однако некоторые лидеры начинают жестко требовать от сотрудников выполнения строгих стандартов, воплощением которых являются они сами. Чрезмерное психологическое давление вызывает у людей тревогу и даже страх. Даже добившись улучшения результатов (обычно кратковременного), такой лидер позже обязательно столкнется с потерей хороших специалистов.
2. “Диктатор”. Авторитарный лидер все вопросы решает сам, не терпя возражений. Такой подход может оказаться как нельзя кстати в кризисной ситуации или во время проведения крупной реорганизации, однако он создает почву для злоупотребления властью. Руководители-деспоты – пережиток прошлого; под их началом сегодня не согласится работать никто. Успех современного предприятия зависит от наличия в его штате высококлассных специалистов, поэтому авторитарный стиль управления ставит под удар жизнеспособность всей организации.
Пять открытий положительного лидерства
Навыки лидера, умеющего вызывать положительный резонанс в подчиненных, можно развить в себе самостоятельно. Эти навыки позволят вам:
1. Найти свое идеальное “я”. Каким человеком вы хотели бы стать? Представление о своих жизненных ценностях – главный ориентир в поиске идеального “я”. Сформулируйте те из них, которые считаете самыми важными, но помните, что следование им должно быть искренним, а не формальным. Не уподобляйтесь человеку, который причисляет семью к своим главным ценностям, но при этом пять дней в неделю практически не видится с женой и детьми. Выявите ценности, на которые вы действительно ориентируетесь. Кто вы – прагматик, индивидуалист или человек, которому в первую очередь интересно общение с другими людьми?
2. Понять свое реальное “я”. Каким человеком вы являетесь в данный момент? Чтобы выяснить о себе всю правду, расспросите других. Лидеру особенно трудно получить, но исключительно важно иметь точные сведения о самом себе.
3. Составить программу самообучения. Как можно ликвидировать разрыв между тем, кем вы являетесь сейчас, и тем, кем хотите быть? От того, насколько сильно вы стремитесь к своему идеальному “я”, зависит и то, с какой охотой вы возьметесь за самообучение. Поставьте перед собой задачи, которые помогут вам развить свои достоинства и будут сочетаться с вашим индивидуальным темпом усвоения знаний.
4. Найти способы измениться. Постоянно испытывайте на практике новые модели мышления и поведения. Приучая себя к новому образу мыслей и действий, вы перестраиваете свою привычную реакцию на стимулы. Устоявшиеся реакции вырабатываются годами, поэтому для их изменения требуется нечто большее, чем простое осознание такой необходимости, а именно постоянная практика. Проанализируйте свое поведение в ситуациях, когда ваш нынешний стиль лидерства оказался неэффективным, и мысленно представьте, как нужно было бы действовать.
5. Наладить взаимоотношения с подчиненными. Основой отношений с другими должны стать доверие и взаимопомощь. Без поддержки окружающих вам не удастся измениться. Наверху всегда одиноко, и лидерам нужны те, кто может им помочь.
Коллективный эмоциональный интеллект
Не только сам лидер, но и организация в целом должна развивать компетенции, составляющие эмоциональный интеллект. Процесс развития организационного эмоционального интеллекта аналогичен развитию его у отдельного человека. Иными словами, лидеры должны для этого определить идеальное и реальное “я” организации, составить программу обучения, отказаться от непродуктивных моделей работы и наладить продуктивные взаимоотношения. Для осуществления этого плана нужны лидеры, которые сами обладают развитым эмоциональным интеллектом. В управлении этим процессом придерживайтесь следующих правил:
Уважайте других. Лидер должен хорошо понимать, какие процессы и ценности составляют ядро организации. Самое сложное – определить, что можно и нужно изменить, не нанеся ущерба этому ядру. Лидер возведет прочный организационный фундамент, лишь проявляя искреннее уважение к сотрудникам.
Торопитесь медленно. Не рубите с плеча, слушайте и анализируйте. Культура, благоприятствующая радикальным преобразованиям, формируется постепенно.
Изучайте себя. Загляните внутрь себя, чтобы понять, к чему вы стремитесь на самом деле. Прислушивайтесь к интуиции.
Занимайтесь эмоциональной настройкой коллектива. В отличие от простой согласованности действий коллективная психологическая настройка идет от чистого сердца, а стимулом для нее служит стремление к общей цели.
Олицетворяйте свои принципы. Не говорите, а показывайте на личном примере.
Особое внимание уделяйте системным процессам. Изменения, которые вы собираетесь осуществить, не должны идти вразрез с существующими в организации правилами, процедурами и процессами.
Помните о власти мифов. Научитесь правильно использовать корпоративные мифы, легенды и символы.