Меню
Регистрация

Добро пожаловать в библиотеку HR - Академии!

Здесь вы найдете для себя множество интересных,
а главное полезных материалов.

HR-статьи
HR-слова
HR-шаблоны

HR-СТАТЬИ

УПРАВЛЕНЦАМ / Эмоциональная компетентность человека и организации

Эмоциональная компетентность человека и организации


По мотивам прочтения книги Привлекательное место работы. Семь факторов повышения эмоциональной компетентности компании  (Make Your Workplace Great: The 7 Keys to an Emotionally Intelligent Organization). Стивен Стайн © Jossey-Bass, 2007
                              

О наличии связи между эмоциональной компетентностью человека и его достижениями уже не раз говорилось и в книгах, и в публикациях в периодике. Эмоциональная компетентность представляет собой набор особых навыков и качеств – от здравого смысла до чуткости, – которые лежат в основе умения анализировать собственные чувства, выстраивать взаимоотношения с другими людьми и адаптироваться к различным ситуациям. Существует ли способ оценить эмоциональную компетентность на уровне организации в целом? Безусловно. Компании демонстрируют высокую степень эмоциональной компетентности, когда руководство учитывает субъективные ощущения сотрудников, в том числе то, что они думают о своей работе, своем руководстве и направлениях деятельности компании. Чем выше уровень эмоциональной компетентности организации, тем лучше ее финансовые результаты.

Оценка индивидуальной эмоциональной компетентности

Термин “коэффициент эмоциональной компетентности” (EQ) был введен психологом Рувеном Бар-Оном, разработавшим также и систему оценки входящих в его структуру параметров. В предложенной Бар-Оном модели, которая в настоящий момент применяется чаще всего, эмоциональная компетентность оценивается по следующим компонентам: навыкам управления своими эмоциями, межличностными отношениями и стрессом, а также способности к адаптации и общему настрою.

Опыт показывает, что тестирование является более объективным способом оценки кандидатов, чем собеседование. Наиболее достоверные результаты дают две системы оценки – модель Бар-Она и тест на эмоциональную компетентность Мэйера, Сэловея и Карузо. Эмоциональные навыки намного сложнее совершенствовать на рабочем месте, чем технические, поэтому особое значение в процессе найма персонала приобрели тесты на определение личностных качеств. Возьмем, к примеру, Военно-воздушные силы США. Текучесть кадров среди военных рекрутеров была чрезвычайно высока, что обходилось ВВС очень дорого. Для решения этой проблемы руководство ввело в практику тестирование на эмоциональную компетентность. Сначала была разработана система оценки работы рекрутеров, затем составлен список черт, которыми обладали лучшие специалисты. Всех кандидатов проверили на соответствие этим характеристикам и даже проконсультировали относительно того, как они могут преодолеть свои недостатки. В результате только за один год текучесть кадров значительно снизилась и составила всего 8%.

Диагностирование проблем в компании

Важными составляющими индивидуального коэффициента эмоциональной компетентности являются ваше внутреннее эмоциональное состояние, конструктивное выражение эмоций, чуткость по отношению к другим, гибкость, терпимость и способность справляться со стрессом. Эти же качества можно проследить и на уровне организации. Анализ способности компании адаптироваться к изменениям и выполнять свою миссию, поддерживать плодотворные отношения с сотрудниками, клиентами, заказчиками и обществом в целом, помогает определить коэффициент эмоциональной компетентности компании.

Для того чтобы исправить нарушения в функционировании организации, необходимо прежде всего выявить причину возникшей проблемы. Некоторые проблемы могут быть идентифицированы на совещаниях вместе с высшим руководством, но более полную картину слабых мест компании можно получить с помощью массового опроса сотрудников. Проведение такого анкетирования – это прекрасный способ оценить способность компании к изменениям. При помощи инструмента, получившего название “Аттестация организации на эмоциональную компетентность” (BOEI), можно измерить коэффициент эмоциональной компетентности как всей компании в целом, так и отдельных подразделений. Этот письменный опрос выявляет основные области, которые требуют внимания, а его периодическое проведение позволяет проследить, каких успехов добилась компания с течением времени. Эмоциональную компетентность работника можно измерить и повысить; точно так же можно измерить и повысить эмоциональную компетентность организации.


Об авторе
Стивен Стайн, исполнительный директор Multi-Health Systems Inc., ведущего канадского издательства литературы по методам тестирования, является экспертом в области психологической оценки и эмоциональной компетентности.
© Ссылка на HR-Академию при перепечатке статьи обязательна.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наши страницы в Facebook и ВКонтакте и узнавайте о свежих
статьях первыми.
К списку статей