Автор книги предлагает 11 правил, следуя которым вы станете еще более приятным в общении. Эти правила просты и предсказуемы, хотя самое очевидное и самое важное из них автор впрямую не упоминает: будьте достойным человеком.
Не обменивайтесь информацией, а общайтесь
Создание сети контактов необязательно превращать в стратегическую цель, связанную с решением искусственных, технических задач, которые вам неприятны и которые вас травмируют. Некоторые эксперты утверждают, что для того чтобы успешно наладить связи, нужно посетить несколько деловых и развлекательных мероприятий, познакомиться со многими людьми, принять участие в некотором количестве бесед и раздать определенное число визитных карточек.
Все это неправда. Не “формируйте свои контакты”, а просто общайтесь с людьми. Прежде всего, ведите себя искренне, открыто и честно. Начните с этого, и вы станете счастливее и будете больше нравиться людям. Стройте значимые для себя отношения, используя следующие одиннадцать законов привлекательности.
1. “Закон искренности”
Никто не любит притворщиков. Чтобы нравиться людям, будьте самим собой. Если вы начнете что-то из себя строить, люди это увидят, и вы будете чувствовать себя не в своей тарелке. Это, в свою очередь, вызовет дискомфорт у тех, с кем вы общаетесь. И чем менее искренне вы будете себя вести, тем более подозрительно это будет выглядеть.
Будьте верны себе. Независимо от обстоятельств никогда не пытайтесь казаться кем-то другим. Возможно, вы считаете, что время от времени нужно вести себя определенным не свойственным вам образом, например на светском мероприятии. Отбросьте подобные заблуждения. Взгляните на проблему общения под другим углом.Поставьте перед собой новую цель: чувствовать себя более уверенно, оставаясь самим собой.
2. “Закон представления о себе”
Если ваше представление о себе всегда позитивно, вы будете привлекать положительные эмоции других людей. И наоборот: если вы видите себя в отрицательном свете, вам будет сложно убедить других относиться к вам хорошо. Люди видят вас таким, каким вы сами себя видите, поэтому ваше представление о себе превращается в объективную реальность для тех, кто с вами общается. Какие бы недостатки вы у себя ни находили, относитесь к себе хорошо.
Обратите внимание на свои достоинства. Сядьте за стол и запишите свойственные вам положительные качества, анализируя все стороны своей жизни. Попросите лучших друзей и родственников описать ваши самые привлекательные черты. Возможно, вы увидите, что люди оценивают вас гораздо лучше, чем вы думаете. Ваши собственные слова напрямую связаны с представлением о себе. Например, такие утверждения, как “Я вряд ли смогу что-то предложить” или “У меня ничего не получается”, искажают образ себя. Скажите себе что-нибудь хорошее.
3. “Закон восприятия”
Нельзя делать выводы о людях, не имея о них достаточной информации. Так, можно ошибочно принять стеснительность за замкнутость. Дайте человеку возможность показать, каков он, не пытаясь сделать это за него. Как вы будете судить о людях, так и они будут судить о вас. К сожалению, первое впечатление, каким бы ненадежным оно ни было, запоминается лучше всего. Чтобы завоевать расположение людей, постарайтесь сразу произвести хорошее впечатление на всех, с кем знакомитесь.
Помните о трех “В” коммуникации: вербальной, вокальной и визуальной системах передачи информации, то есть о том, что вы говорите и как вы говорите, а также о своих жестах и мимике. Если вы упустите из виду один из этих факторов, люди отнесутся к вам с подозрением или сочтут вас неуверенным в себе. В своей книге “Молчаливые послания” психолог Альберт Мейерабиан утверждает, что привлекательность человека на 7% определяется его вербальными возможностями, на 38% – тембром голоса и интонацией и на 55% – мимикой и жестами.
4. “Закон энергетики”
Вы излучаете энергию, позитивную или негативную, а другие люди ее принимают. Если от вас исходит положительная энергия (многие называют это “позитивными вибрациями”), люди рядом с вами будут чувствовать себя жизнерадостными и полными сил. Само собой разумеется, ваша положительная энергия может быть только искренней.
Закон энергетики включает три аспекта: 1) ваша энергетика и степень ее осознания вами; 2) энергетика другого человека; 3) ваши ожидания от энергетического взаимодействия, основанные на прошлом опыте общения. Чтобы выяснить, какая именно энергия исходит от вас, расспросите об этом по крайней мере пять человек из разных сфер вашей жизни. Полезно спросить: “Как бы ты описал мое настроение?” и “Как бы ты описал меня?”
5. “Закон любознательности”
Испытываете ли вы интерес к людям? Хотите ли вы знать о них все? Если человек вам действительно интересен, разговаривать с ним очень легко. Любознательность помогает вам лучше узнать новых людей и помогает им узнать вас. Дружба возникает из открытого интереса друг к другу. Когда вы начинаете разговор, сосредоточьтесь на собеседнике. Люди любят говорить о себе и любят тех, кто умеет их слушать.
Когда вы расспрашиваете человека о нем самом, задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ. Это подтолкнет собеседника много говорить о себе. Разговор пойдет легче, чем если бы он начинался с вопроса, подразумевающего в ответе лишь “да” или “нет”. Удачный вопрос для начала разговора – “Кем вы работаете?” или “Что вы думаете о...?” У каждого есть свое мнение, интересуйтесь им, расспрашивайте людей о том, что они думают о текущих событиях, чтобы беседа пошла свободно.
6. “Закон внимания”
Слушайте со вниманием. Не улавливая все, что говорит собеседник, практически невозможно его понять. Если внимательно слушать, вы начнете доверять человеку, найдете общие с ним интересы, узнаете, что ему нужно, что его беспокоит и какие чувства он испытывает. Особенно полезно активно слушать на работе. Доказано, что плодотворное сотрудничество между коллегами напрямую зависит от того, слушают ли они друг друга.
Слушать можно на трех уровнях. Первый уровень – внутренний, который позволяет вам соотнести все, что вы узнаете от собеседника, с собственным жизненным опытом. Второй уровень – внешний, на этом уровне вы слушаете более внимательно и задаете больше вопросов. На третьем, интуитивном, уровне вы воспринимаете как то, что вам говорят, так и то, чего вам не говорят. Интуитивный уровень включает в себя не только вербальное восприятие, но и пристальное внимание к жестам, интонациям и так далее. Помните о трех “В” не только когда вы говорите, но и когда слушаете.
7. “Закон сходства”
Человеку комфортнее всего с теми, кто на него похож. Демонстрация сходства с собеседником сразу же сделает его вашим союзником. В таком случае люди подсознательно начинают чувствовать свою близость к вам. Именно благодаря схожим чертам и интересам возникает доверие. Вспомните свой жизненный опыт и найдите общие с собеседником моменты. На их основе можно начинать строить отношения. Это может быть институт, который вы оба закончили, общие увлечения, музыка и фильмы, которые вам нравятся, и тому подобное. Выяснить, какие у вас общие черты с людьми, которых вы хотите узнать поближе, можно при помощи социальных сетей, например Facebook и LinkedIn.
Для демонстрации сходства с собеседником можно использовать и такие техники, как зеркальное отражение его жестов. Если ваш собеседник наклоняется вперед, обращаясь к вам, сделайте то же самое, когда придет ваша очередь говорить. Не забудьте, что техникой отражения следует пользоваться незаметно, с умом и к месту. Например, если во время разговора собеседник откидывается назад, это означает ослабление контакта между вами. В этом случае не стоит показывать аналогичного желания отстраниться.
8. “Закон эмоциональной памяти”
То, как люди чувствуют себя в вашем обществе, запоминается гораздо лучше, чем то, что вы говорите. Когда вы входите в комнату, настроение ваших знакомых может улучшиться или ухудшиться, в зависимости от того, хорошо ли им было с вами раньше. Это явление называется эмоциональной памятью и напрямую сказывается на отношении к вам других людей.
Чтобы понравиться, старайтесь приободрить собеседника и не вызывать депрессивных мыслей. Следите за тем, какие слова вы произносите. Смотрите прямо в глаза. Много улыбайтесь. Кивайте, показывая согласие (но не перестарайтесь). Еще один хороший способ подчеркнуть авторитет собеседника – спросить у него совета. Следите за тем, чтобы не нарушать его личное пространство. Говорите людям приятное и от всей души хвалите их, когда это уместно.
9. “Закон известности”
Если люди слышали о вас что-то хорошее, то вы на верном пути к тому, чтобы им понравиться. Чем больше о вас известно положительного, тем лучше.
Старайтесь напоминать о себе – посылайте поздравительные открытки и письма. Не теряйте контакта с людьми и следите за важными событиями их жизни при помощи социальных сетей. Например, Facebook – это отличный способ поддерживать знакомство и развивать отношения, а LinkedIn – прекрасное средство для поддержания деловых контактов. В марте 2011 года Twitter насчитывал более 175 миллионов пользователей – это тоже неоценимый ресурс для того, чтобы заводить новые связи. Прелесть социальных сетей состоит в том, что вы можете поддерживать контакт со старыми друзьями, находить новых и укреплять дружеские отношения.
10. “Закон дарения”
Отличный способ понравиться – подарить что-то ценное. Это не обязательно должны быть вещи или деньги. Можно оказать эмоциональную поддержку в критический момент жизни. В определенном смысле вы делаете подарок, приглашая людей в гости или сообщая о мероприятии, которое им хотелось бы посетить.
Когда вы что-то даете, вы можете рассчитывать получить что-то взамен. Это традиционный принцип quid pro quo, “услуга за услугу”. Но больше всего любят тех, кто не думает о том, что получит взамен, а просто с радостью отдает. Есть и другие способы что-то дать другому (и они абсолютно ничего не стоят): переслать статью, которая может заинтересовать вашего знакомого, дать полезный совет или оказать услугу. Например, порекомендуйте специалисту по продажам возможного клиента.
11. “Закон терпения”
Чем больше терпения вы будете проявлять, тем удачнее у вас будут складываться отношения с людьми. Чтобы укрепить выдержку, откажитесь от своих ожиданий. Не ждите отклика от людей – возможно, его и не будет. Пусть события идут своим чередом. Терпение – вот что нужно тем, кто делает что-то приятное для окружающих, но, не получая ничего взамен сразу, огорчается. Часто из-за такого желания немедленной отдачи страдают отношения. Не ждите многого и не поддавайтесь чувству обиды.
Закон терпения – логический вывод из 10 предыдущих законов. Это основа, на которой и держится ваша способность нравиться людям. Сохраняйте спокойствие, работая над отношениями с людьми, стараясь расширить свой круг общения как в Интернете, так и в жизни. Запаситесь терпением, и оно поможет вам делать добрые дела, не беспокоясь о том, отплатят ли вам тем же. Именно это и нравится людям.
Нравиться людям несложно
Умение нравиться – это не притворство, не какой-то определенный настрой, не набор уловок и не заученная роль. Это не подсчет того, сколько человек нравятся вам и скольким людям нравитесь вы. Умение нравиться – это основа вашего отношения к жизни и ваша философия. Это естественный, искренний способ общения с окружающими, который помогает установить тесные связи между людьми. Когда речь идет об отношениях, нет ничего более важного, чем ваша способность вызвать симпатию. Принцип действия весьма прост: отдавайте – и вы будете получать. Если подумать, умение быть привлекательным – это всего лишь здравый смысл. Дайте людям повод восхищаться вами – и вы обязательно им понравитесь.
Об авторе
Мишель Тиллис Ледерман – адъюнкт-профессор Школы бизнеса Леонарда Стерна Нью-Йоркского университета и исполнительный директор компании Executive Essentials, разрабатывающей корпоративные программы лидерства. Она также преподает в Американской ассоциации менеджмента.